10 главных блюд башкирской кухни: что попробовать туристу
10 главных блюд башкирской кухни: что попробовать туристу
Национальные блюда Башкирии – это густые похлебки, сытная мясная еда, ароматная выпечка, домашние молочные продукты и медовые сладости. Одни покоряют навсегда, другие кажутся странными, неродными. Расскажем, что из еды стоит попробовать туристу в Уфе и других городах республики. Мы составили список башкирских традиционных блюд с названиями, описанием и фото.
В Башкортостане любят конину с толстыми кусками сала. Казы – традиционная вареная колбаса в натуральной оболочке. Ее готовят из жирного мяса с ароматными специями. Казы подают к столу на отдельном плоском блюде. Колбасу по традиции запивают крепким мясным бульоном. А также коротом – местным молочным продуктом, напоминающим кислую сметану. Это помогает слегка погасить жирность мяса. Конскую колбасу в Башкирии обычно варят, хотя в соседних регионах ее принято коптить или вялить.
Топ — 10 блюд, почитаемых русскими
Чтобы понять, насколько это известные примеры блюд, рассмотрим десять самых популярных в России. После прочтения подборки станет ясно, насколько башкирская кухня вкусная и сытная.
1. Кыстыбый — универсальный вариант
Это блюдо подойдет как для чаепития, так и в качестве самостоятельного. Вкусный и сытный, правильно приготовленный кыстыбай не оставит равнодушным.
- два стакана молока;
- 0,5 кг муки;
- пачка сливочного масла;
- 200 гр сметаны;
- два яйца;
- соль по вкусу;
- килограмм картошки;
- луковица.
Для начала нужно сварить пюре. Картошку не нужно резать, отварить ее лучше целиком, вместе с луковицей. Затем лук вытащить, а воду слить. Добавить в смесь стакан молока и половину приготовленного масла, посолить. Начинка готова, теперь нужно приготовить тесто.
Смешиваем с молоком сметану, яйца, оставшееся масло. Просеянную муку постепенно вмешиваем, тесто должно получиться липким и достаточно густым. Полученную массу делим на порции с мелкое куриное яйцо и каждую раскатываем.
Важно! Так как слой получается толщиной в 1-2 мм, не жалейте муки для посыпки.
Каждый отдельный блин жарится на сухой сковороде, смазывается маслом и сгибается пополам. В середину кладется начинка и мини-пирог немного прижимается для равномерного распределения картошки. Блюдо употреблять горячим. Для разогрева использовать духовку.
2. Курут — шарики молока
Блюдо, которое воспринимается многими как закуска к пиву, но фактически является очень питательным продуктом с высокой калорийностью. Для приготовления молочных шариков дома потребуется:
- три литра коровьего молока;
- пол литра кумыса или закваска из аптеки;
- столовая ложка соли.
В молоко выливается закваска или кумыс. В течение трех или четырех дней происходит процесс брожения, молоко прокисает и сворачивается. Густую уже массу нужно вылить в кастрюлю и медленно выпарить всю жидкость до состояния густого теста. Из полученной массы скатываются небольшие шарики, которые просушиваются в солнечном и хорошо проветриваемом помещении.
3. Эчпочмак — пирожок с секретом
Для многих кажется, что рецепт крайне сложный. Однако если применить некоторую смекалку, приготовить блюдо можно всего за час-полтора. Что нужно:
- килограмм муки;
- половина пачки маргарина;
- стакан кефира;
- столовая ложка сметаны;
- по щепотке соли и гашеной соды.
Для начинки потребуется:
- картофель;
- жирное мясо — свинина или говядина;
- луковица;
- перец черный.
Из первого списка замешиваем обычное тесто. Даем постоять ему около двух часов, затем делим на порции размером с крупное яйцо. Для начинки отвариваем мясо до полуготовности, бульон кипятим и оставляем. Режем овощи и мясо небольшими кусочками, порционно раскладываем в каждый пирожок.
При этом они должны получиться треугольными, а в верхней части нужно оставить отверстие. После формирования и размещения на противне, в каждый нужно залить по столовой ложке оставленного бульона. Выпекать в течение получаса при 180 градусах. После этого вытащить, вновь залить по столовой ложке бульона и поставить еще на столько же.
4. Каклаган каз-гусь вяленый
Традиционное блюдо, которое хранится в течение нескольких месяцев даже в теплом месте. Для приготовления нужно тщательно обработать убитого гуся, ощипать, очистить, промыть. Затем птицу натирают солью со всех сторон и кладут в прохладное место на срок до пяти дней.
После этого перемещают в марлевый мешок и подвешивают на воздухе еще на неделю. После этого мясо можно употреблять как в сыром, так и в отварном виде. Перед готовкой однако стоит его промыть от соли.
5. Салат традиционный
Сытный салат, который подойдет для любого застолья. Составляющие:
- говядина;
- печень;
- яйца;
- сметана;
- картофель;
- соленые огурцы;
- яблоки;
- соль и перец по вкусу.
Все ингредиенты, кроме яблок, смешиваются в одинаковых пропорциях. Последние же берутся по весу в два раза меньше. Составляющие режутся на небольшие кусочки и смешиваются со сметаной.
6. Килен тукмасы — домашняя лапша
Эту лапшу традиционно готовит невеста в день свадьбы. Для приготовления нужно:
- килограмм муки;
- 7 яиц;
- стакан воды;
- столовая ложка соли.
В просеянную муку добавляются остальные ингредиенты. Замешивается тесто. Далее оно раскатывается на тонкий пласт не более полутора мм в толщину. Около часа оно сохнет. После этого тонко нарезается домашняя лапша, которая может сушиться даже на солнце.
7. Кабырга — сытный суп
Это бульон с мясом и большим количеством овощей, который больше напоминает суп. Для приготовления потребуется:
- бараньи или свиные ребра — по количеству порций;
- луковица;
- морковь;
- картофель — по количеству порций;
- курут — по количеству порций;
- зелень и специи.
Ребра отвариваются в бульоне не менее одного часа, после чего добавляется резаные лук и морковь. Картофель варится в отдельной кастрюле целиком. При подаче в одну тарелку кладут ребро, одну нарезанную картофелину, курут и заливают все бульоном с овощами. Сверху блюдо украшается зеленью и посыпается приправами (каждый солит по вкусу в тарелке).
8. Каймак — творожный сыр домашнего приготовления
Съев такой вкусный домашний продукт утром, и взрослые, и дети почувствуют сытость и прилив сил. Это полезное блюдо, готовить которое совсем недолго — около часа. Для него понадобятся:
- сметана — половина килограмма;
- литр молока;
- щепотка соли;
- две столовые ложки лимонного сока.
Все ингредиенты смешиваются, и масса доводится до кипения, но не кипятится. После этого с помощью куска плотной марли смесь процеживается. Слитая жидкость может пригодиться для выпекания блинов или оладьев. А вот массу, которая осталась, аккуратно заворачивают и подвешивают на полчаса для стекания жидкости. После этого сыр выкладывается в форму и его можно употреблять.
9. Катык — альтернатива кумыса
Кумыс является алкогольным напитком, о чем знают немногие. А вот катык — отличная альтернатива, более полезная и не менее вкусная, особенно если готовить из натуральных продуктов. Для приготовления потребуется одна часть сметаны и пять частей молока.
Для начала провариваем молоко. Для этого доводим его до кипения и оставляем на минимальном огне на час. Оно загустеет, что и требуется. После этого в стерилизованную стеклянную банку с крышкой переливаем приваренное молоко и смешиваем со сметаной. Должна получиться однородная масса. Закрываем крышку и оставляем смесь на 8-10 часов в теплом месте, накрыв теплым свитером. После закваски ставим смесь в холодильник на пару часов и пробуем получившийся продукт.
10. Буза — слабоалкогольный напиток
Интересный вкус и легкий пьянящий эффект — вот два основных плюса этого напитка.
Важно! Крепость напитка варьируется от 4 до 6%.
- геркулесовая мука — 1 кг;
- сливочное масло — 100 гр;
- вода — 10 л;
- дрожжи — 1 ч.л.;
- мука пшеничная — 100 гр;
- сахар — 150 гр.
Разогреваем в небольшой кастрюле масло и добавляем оба вида муки. Вливаем воду до консистенции теста. Постепенно остужаем и вновь добавляем воды с разведенными дрожжами и сахаром.
После этого вся смесь процеживается, а то, что осталось в сите разбавляется водой и добавляется к основной массе. После этого всю емкость помещают в теплое место до начала брожения. Подавать бузу нужно в высоких стаканах, добавив сахара по вкусу и немного молотой корицы.
Ради чего стоит ехать в Башкирию
Фото: Дарья Миколайчук
Национальный колорит и бортничество
Всех прибывших в аэропорт столицы Башкирии встречают гигантские символы, стоящие на крышах терминалов: ѲΦѲ. Это башкирское написание слова «Уфа», ставшее неофициальным символом города и известное среди обывателей как «три шурупа». «Тремя шурупами» в Уфе назвали пиво и автокинотеатр, их увековечили в скульптурной композиции, они же стали причиной судебного спора между аэропортом и владельцем парковки, который хотел без разрешения использовать логотип на визитках.
Интересно, что, хотя вывески, указатели и таблички автобусов в Уфе дублируются на двух языках, башкирской речи на улицах города почти не слышно. Башкир в столице региона живет меньше, чем русских и даже татар.
Чтобы по-настоящему узнать Башкирию, недостаточно побывать в ее столице. Надо ехать в те районы, где башкиры составляют большинство населения. Например, в село Саитбаба Гафурийского района, где живут только башкиры. Здесь можно попробовать национальные блюда и кумыс, послушать башкирскую флейту курай и познакомиться с творчеством группы «Иман», исполняющей мунажаты — мусульманские песни религиозного содержания.
В Бурзянском районе, который расположен в центральной части Южного Урала, башкиров 90%. Почти в любой деревне там продается бортевой мед диких бурзянских пчел, живущих в дуплах деревьев. Бурзянский мед темнее и гуще обычного, поскольку смешан с пергой и воском, и отличается насыщенным вкусом.
Бурзянские пчелы занесены в Красную книгу региона. Охраной популяции занимается биосферный заповедник Шульган-Таш. Его посетителям предлагают не только экскурсии к ульям, но и ульетерапию — релаксирующую процедуру, во время которой человек спит на лежанке, находящейся над пчелиным роем. Он изолирован от пчел, но слышит их жужжание, ощущает тепло и вибрации, исходящие от улья, а также чувствует аромат меда.
С августа по октябрь туристы могут увидеть за работой бортников. Вооружившись традиционными инструментами, которые передаются от отца к сыну, они взбираются по деревьям на высоту до 16 м и аккуратно достают мед из дупла.
Наскальные рисунки времен палеолита
В том же Бурзянском районе находится Капова пещера (ее второе название — Шульган-Таш) с наскальными рисунками эпохи палеолита. Вход в нее выглядит грандиозно: это огромная каменная арка высотой 20 и шириной 40 метров. Рядом небольшое озеро с голубой водой.
Внутри пещеры три этажа с коридорами и галереями и подземная река. Рисунки, которым примерно 14 тысяч лет, расположены на втором этаже, на них — мамонты, лошади, верблюды, антропоморфные и геометрические фигуры. К сожалению, туристов к ним не пускают. Посетителям придется довольствоваться копиями рисунков в натуральную величину во входном гроте — единственном зале, который доступен для осмотра.
Ехать до Шульган-Таша из Уфы около пяти часов. На последнем отрезке пути нет ни придорожных кафе с приличным сервисом, ни общественных туалетов, ни даже асфальта. Поэтому многие туристы, которые надеялись, что проделывают долгий путь ради оригиналов, остаются разочарованными. Экскурсоводы объясняют: выдыхаемый человеком углекислый газ повышает влажность и создает благоприятные условия для размножения микроорганизмов, разрушающих наскальную живопись. В пещерах Альтамира в Испании или Ласко во Франции доступ туристов к рисункам тоже ограничивают, чтобы их сохранить.
Тем не менее добраться до Шульган-Таша все-таки стоит. Хотя бы для того, чтобы в небольшом музее послушать рассказ экскурсовода о быте людей эпохи палеолита и увидеть пещеру. В ближайшие годы ее могут полностью закрыть для туристов. В нескольких километрах от нее скоро появится большой историко-культурный центр с новыми копиями наскальных изображений и археологическими артефактами. Его начали строить, потому что, несмотря на все меры безопасности, рисунки Каповой пещеры со временем постепенно разрушаются.
Фото: Дарья Миколайчук
Башкирские шиханы
В Стерлитамакском районе Башкирии можно подняться на вершину одного из трех шиханов: Куштау, Торатау или Юрактау. Это одиночные сопки, остатки рифов Уральского океана, который когда-то покрывал территорию региона. Возраст башкирских шиханов, по оценкам ученых, — 230–300 миллионов лет, и это одна из главных достопримечательностей республики.
Раньше таких сопок было четыре, но шихан Шахтау почти полностью переработало предприятие «Сода» ради добычи известняка. То же самое могло случиться с Куштау и Торатау, если бы за них не заступились местные жители.
В течение нескольких лет активисты выходили на митинги, чтобы защитить Торатау. Им удалось добиться вхождения горы в состав геопарка. В 2020 году статус особо охраняемой территории республиканского значения получил Куштау.
Сейчас Торатау — популярное туристическое место. Шихан входит в состав геопарка, который организует туры. Вместе с его гидами-геологами можно взобраться на гору и поискать окаменелые моллюски или отправиться на конную прогулку по степи. Рядом с горой есть отель с юртами для ночевки.
Возле Куштау туристической инфраструктуры нет, но с вершины горы видны шламонакопители с отходами «Соды» — «белые моря», как их называют местные жители. На карьер, который находится на месте разрушенного Шахтау, тоже можно попасть — туроператоры проводят там экскурсии по согласованию с «Содой».
В целом поездка к шиханам, живым или мертвым, — хороший повод подумать о беззащитности природы и о том, что мы можем для ее сделать.
Курорт «Абзаково» Фото: Дарья Миколайчук
Уральские горы и кумыс
Башкирское Приуралье, Горная Башкирия и Башкирское Зауралье — это три зоны, на которые принято делить республику, отталкиваясь от природных особенностей.
В Башкирском Зауралье находятся два популярных горнолыжных курорта: Абзаково на горе Шайтан высотой 950 метров и «Металлург-Магнитогорск» на восточном склоне 942-метровой горы Яманкай. Горнолыжный сезон в Башкирии начинается уже в конце октября и заканчивается в начале мая, но туристы приезжают на курорты круглый год. Летом на вершины гор можно подняться на подъемниках, чтобы полюбоваться видами.
Походы — еще один способ провести время в горах. Например, спуститься с вершины Яманкай можно пешком, чтобы пройти часть Большой Южно-Уральской тропы. Это пешеходный маршрут длиной в 300 километров, который пролегает вдоль живописных мест. Его разработал уфимский блогер и путешественник Раис Габитов — популяризатор туризма в республике. Он хочет сделать в Башкирии аналог Ликийской тропы в Турции и Большой Аппалачской тропы в США. В отличие от американского маршрута, который по силам далеко не каждому, башкирскую тропу, по замыслу Габитова, пройти несложно. Ее участок, который идет от вершины Яманкай к подножью, включает в себя по большей части пологие спуски. По пути можно увидеть горные реки, водопад, скалу под названием Палец Дьявола и заброшенный пионерский лагерь.
В самом конце этой части маршрута, в долине у подножия горы, пасутся кони. Неподалеку в небольшом фургоне делают кумыс — кисломолочный напиток из кобыльего молока. Свежий кумыс в горах совсем не похож на тот, что продается в мегаполисах. Он скорее сладкий, чем кислый. Владелец фермы Айтуган Фаттахов говорит: секрет башкирского кумыса в том, что лошади питаются горным ковылем.
Космогонический эпос
Самое известное сказание башкиров — «Урал-Батыр». Оно передавалось устно из поколения в поколение поэтами-сказителями — сэсэнами, а впервые было записано в 1910 году. Сегодня его изучают в школах. Главный герой сказания Урал преодолевает множество препятствий и сражается с чудовищами, чтобы найти живую воду. Найдя ее, Урал оказывается перед выбором: выпить самому и жить вечно или вылить на землю, чтобы природа стала бессмертной. Он выливает воду и умирает.
Еще один известный башкирский миф — «Ете кыз» о семи красавицах, «схожих как две капли воды», которые предпочли гибель в озере бракосочетанию с мужчинами из вражеского племени. В память об этой легенде в центре Уфы построен фонтан «Семь девушек».
Одна из самых часто упоминаемых в соцсетях этим летом легенд рассказывает, как появились четыре знаменитых башкирских шихана, и отсылает слушателя к новостной повестке. Звучит она примерно так.
Гордый и заносчивый сын правителя Ашак без памяти влюбился в черноокую красавицу Агидель, дочь седого Урала. Джигит дарил ей дорогие подарки и все равно не мог покорить ее сердце. Чтобы показать свою силу, он даже убил другого джигита на ее глазах, но, испугавшись жестокости, Агидель решила убежать. Ашак помчался за ней верхом на коне. Когда он настиг ее, девушка в отчаянии попросила помощи у отца. Рассердился седой Урал и, чтобы уберечь дочь от надменного джигита, превратил ее в быструю реку. Вновь пустился в погоню Ашак, но никак не мог схватить Агидель — она выскальзывала из пальцев. Тогда он послал за ней своего сокола, но и тот не смог остановить течение реки. Понял Ашак, что не может жить без Агидели, вырвал из груди свое сердце и бросил к ее ногам. Замедлила течение Агидель, прикоснулась к сердцу, да уже не могла остановиться и навсегда стала речкой. С тех пор стоят четыре шихана: Куштау — там, где летел сокол, Торатау — где остановился конь Ашака, Шахтау — где стоял сам Ашак, и Юрактау — где упало его сердце.
Главная мысль многих произведений башкирского эпоса — человек сильнее всех сущих, и поэтому он должен думать о природе, ведь без природы не будет и людей. Пожалуй, это и есть ключ к пониманию башкирской terra incognita. Жители Урала думали об этом сотни лет, передавая мифы из уст в уста, и продолжают думать сегодня, сражаясь с ОМОНом за шихан Куштау. В Башкирию стоит приехать, чтобы понять, насколько жизнь человека связана с его родными местами, и попытаться почувствовать единение с природой, стоя на вершине горы, спускаясь в пещеру или помогая бортнику добыть мед из дупла дерева.
Редакция благодарит «Ростуризм» за помощь в организации пресс-тура
Табын
— табынцы — одно из самых многочисленных башкирских племен
— они населяют центральную часть Республики Башкортостан, а также ряд районов Оренбургской и Челябинской областей
— своим родоначальником табынцы считают Майки-бия Уйшина, соответствующего тысячнику Чингиз-хана из племени хушин по имени Байку
— башкиром из табынского подразделения иректы был известный суфийский поэт и писатель Мухаммад-Али Чукури и его сын, известный литератор и историк Арифуллах Кииков
— большой след в культуре башкирского народа оставили просветитель Мухаммед-Салим Уметбаев, писатель Мажит Гафури, драматург и фольклорист Мухаметша Бурангулов, происходившие из рода юмран-табын
— табынцы были известны тем, что всегда отличались верностью присяге и склонностью к порядку. Они считались самыми преданными сторонниками сибирского хана Кучума и сражались за него до самой его смерти.
Мажит Гафури
Мажит Гафури – советский писатель, классик башкирской и татарской литературы, публицист, драматург и собиратель фольклора. Народный поэт Башкирской АССР.
Творчество советского писателя и поэта Мажита Гафури стало национальным достоянием Татарстана и Башкортостана. В произведениях литератора, писавшего на татарском и башкирском языках, отражены социальные взгляды людей, живших в эпоху великих преобразований начала 20 века.
Детство и юность
Полное имя поэта — Габдельмажит Нурганиевич Гафуров. Он родился 8 июля 1880 года в башкирском селении Зилим-Караново, в те годы входившем в состав Уфимской губернии. В семье Гафуровых воспитывалось пятеро детей, младшим из которых был Мажит. Отцу, деревенскому учителю, приходилось много работать, чтобы обеспечить детей куском хлеба. У мужчины было небольшое хозяйство и пасека, и обучением ребят он занимался только в зимний период. Летом все время посвящал пчеловодству.
С малых лет будущий поэт обнаруживал способности все схватывать на лету. Начальную мусульманскую школу он окончил экстерном, и уже к восьми годам бегло читал религиозную литературу. Поняв, что из парнишки выйдет большой толк, отец взял его в свою школу помощником. Так, 11-летний Мажит стал обучать других детей начальным предметам.
Понимая, что сыну необходимо продолжать обучение, Нургани приложил все усилия, чтобы устроить его в медресе соседней деревни Утяшево. Через некоторое время отец скончался, а следом за ним умерла и мать. Юноша остался сиротой.
Мажит попытался попасть в Уфимское медресе, но не потянул по деньгам. Тогда он собрал нехитрый скарб и пешком отправился в деревню Троицк, где находилось медресе Зайнуллы Расулева. Там он обучался почти шесть лет, несмотря на то, что основанная на религиозности система образования ему была не по душе. Параллельно юноша занимался самообразованием.
Он выучил несколько языков: русский, иранский, турецкий и арабский. С увлечением изучал географию и историю, читал восточную поэзию и классику русской литературы. В последние годы обучения в Троицке парень уже имел сформировавшуюся позицию по отношению к устаревшей системе образования, и открыто высказывал ее. Мажит обладал свободным нравом и неким внутренним огнем, благодаря чему вокруг него сплотились единомышленники.
Творчество
Первым поэтическим опытом Гафури стало стихотворение «Шакирдам ишана», опубликованное в 1902 году. В нем открыто высмеивались не только патриархальные порядки медресе, но и учителя, ставившие себя едва ли не богами и заставлявшие трепетать учеников. Прочитав стихотворение, ишан впал в ярость и лишил Мажита возможности проживать в школе. Юноша был стеснен в средствах, но ему пришлось снять комнатку, где вскоре стали происходить сборы группы молодых людей с социально активной позицией.
Вскоре была написана первая объемная Гафури – поэма «Сибирская железная дорога». В ней автор затронул проблему мусульманского общества, живущего пережитками прошлого и не способного поддерживать прогрессивные перемены. Молодой поэт призывал соотечественников оглянуться на современный мир и учиться саморазвитию. Это произведение положило начало просветительской деятельности Мажита Гафури.
В 1905 году поэт перебрался в Казань, где вошел в круг татарских интеллигентов — драматургов и литераторов. Общение с новыми людьми, в чьих душах прочно поселилась идея революционных преобразований, усилило политическую окраску творчества Гафури. Первая революция вдохновила его на создание «Стихов радости», а вскоре и рассказа на татарском языке «Голодный год, или проданная девушка», где он затронул остросоциальную тему — сексуальное рабство женщин, которое в те годы еще процветало.
После событий, связанных с Петром Столыпиным, Гафури попал в поле зрения жандармерии, и ему пришлось скрываться в казахских степях, а позже перебраться в Уфу. Гонениям из-за своих политических убеждений поэт подвергался вплоть до 1917 года.
В 1909 году Мажит, наконец, смог получить диплом о высшем образовании. Он нашел учебное заведение полусветского толка, порядки которого соответствовали его мировоззрению – медресе «Галия». В этот период параллельно с собственным творчеством, поэт занялся сбором и изучением башкирского фольклора. Также попробовал себя в басенном жанре, при этом свои басни он наполнял колоритом родного народа.
Даже когда в творчестве Гафури появилась романтическая тематика, патриотизм и борьба против неравенства остались ключевыми составляющими его произведений.
Первая мировая война наложила отпечаток на поэтическую биографию Мажита: в своих произведениях он стал задаваться вопросом о существовании Аллаха. Мусульманское духовенство тех лет воспринимало его творчество крайне негативно.
Великая Октябрьская революция, как и гражданская война, вселила в душу молодого человека надежду на светлое будущее. В поэзии и прозе Гафури появились воодушевление, оптимизм и искренняя вера в освобождение угнетенного народа. «В честь свободы», «Дни освобождения», «Своему сердцу» — торжественные оды того периода, где ярко выражена его радость от произошедших перемен.
В 1923 году вклад Мажита Гафури в сохранение национальных ценностей был отмечен Башкирским центральным исполкомом — он был удостоен звания народного поэта Башкирской АССР. Руководство республики всячески поддерживало литератора: в связи с 20-летием творческой деятельности ему был подарен дом на улице Гоголя, 28, чтобы он мог спокойно заниматься написанием книг. Следующие пять лет Мажит работал в татарском издании «Новая деревня», параллельно вел поэтическую, писательскую и публицистическую деятельность.
В эти годы из-под пера Гафури вышло множество прозаических произведений, одно из которых – повесть «Черноликие» стала признанным литературным шедевром. В это же время писатель попробовал себя в качестве театрального сценариста: он написал пьесу «Красная звезда» и создал либретто к нескольким операм.
В начале 1930-х годов произведения Гафури критиковали политический строй зарубежных государств. В них поэт выступал против империализма, ущемления прав низших слоев населения и колониальных порядков. «В мире капитала», «Заграничные враги» и «За океаном» — яркие примеры произведений, где Мажит клеймил капиталистический строй.
Личная жизнь
В сердце Мажита Гафури была лишь одна женщина – его супруга Зухра Насырова. Любовь к ней он пронес через всю жизнь, а она стала его верным другом и соратником во всех начинаниях.
Зухра-ханум, как уважительно называл ее поэт, была дочерью портного. Она получила хорошее образование и преподавала татарский язык и литературу в приюте для девочек. Помимо этого, женщина шила на заказ одежду и другие вещи.
У супругов родилось двое детей – мальчики Халит и Анвар. В архивах сохранилось семейное фото Гафури, где все ее члены одеты в обычную одежду. Из этого можно сделать вывод, что несмотря на строгое религиозное воспитание в прошлом, нравы в семье были светскими.
Смерть и память
Мажит Гафури скончался в октябре 1934 года от туберкулеза. Был похоронен на Уфимском кладбище им. Александра Матросова.
В доме на улице Николая Гоголя города Уфы, где поэт проживал с семьей, сейчас расположен мемориальный музей Мажита Гафури. Перед зданием театра, установлен памятник великому литератору Башкортостана и Татарстана, ставший неотъемлемой частью города. Также в башкирской столице существует Фонд культуры имени Мажита Гафури.
В 1967 году в Ишимбае состоялось торжественное открытие бюста Гафури, а в 1974 году его заменили на памятник.
В Зилим-Караново, родной деревне народного поэта, находится дом-музей с экспозицией его личных вещей.
Названия почти 200 улиц по всей России связаны с именем Мажита Гафури. Также в честь литератора названы целые районы, населенные пункты, и парки.
Произведения
На башкирском языке
- Красная звезда. Драма
- На золотых приисках поэта
- Черноликие. Повесть
- Сейчас хорошо, раньше было трудно. Рассказы для детей
- Избранные произведения
- Избранные стихи
- Избранные рассказы
На татарском языке
- Жизнь в бедности
- Молодая жизнь. Стихи
- Голодный год
- Любовь к нации
- Национальные стихи
- Сироты
- Стихи
- Бедняки
- Стихи времени
- Забытое преступление
- Человек и дьявол
- Заятуляк и Сусылу
- Специальные национальные стихи для девушек
- Впечатления
- Несчётное богатство
- Страдание
- Любовные письма
- Что такое земство?
- Басни
- Части литературы
- Солдатская вдова Хамида
- Красное знамя
- Пылающее сердце
- Золотоволосая
- Наёмник
- Рабочий
- На горах Урала
- В когтях голода
- Красные кисти
- Красная звезда
- Черноликие: Повесть
- Ночная смена
- В детстве
- Сейчас хорошо, раньше было трудно
- Ступени жизни
- Потерянная собака
- На золотых приисках поэта
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Климат континентальный. Зима соответственно снежная и продолжительная. Лето умеренно тёплое. В январе средняя температура -19°С на севере -16°С на юге. В июле – от +18°С на севере до +21°С на юге. Осадков выпадает 640–700 мм на западных склонах Урала, а на востоке не превышает 300–500 мм, в равнинной части – 400–500 мм. Вегетационный период длится 140–160 дней.
Территория Башкирии находится в зонах лесного Южного Урала, лесостепи, степи. Леса занимают более 40% площади. Леса разные:
- смешанные леса в Предуралье,
- в западном предгорье, горных районах и Башкирском Зауралье – сосново-лиственные, берёзовые леса и тёмнохвойная тайга.
В Предуралье встречаются также лесостепи с берёзовыми и дубовыми лесами, степи.
На территории Башкирии зарегистрировано 77 видов млекопитающих, около 300 видов птиц, 42 вида рыб, 11 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных, 15 тысяч видов насекомых.
Транспортная доступность
По территории Башкирии проходят главные транспортные артерии страны — федеральные автотрассы М5 и М7, а также железнодорожная магистраль Москва — Владивосток. А Международный аэропорт «Уфа» — один из лучших в стране. Он принимает лайнеры всех типов из множества городов России и зарубежья.
Отдых и туризм в Башкирии
Уникальная природа и культурно-историческое наследие Республики Башкортостан привлекает с каждым годом все большее количество туристов. Развивается сервис и инфраструктура. Природа здесь отличается ярким колоритом, который сочетается с особыми климатическими условиями и доброжелательностью жителей, что оставит только приятные воспоминания и положительные эмоции.
Туризм в Башкирии держится на трех китах: здоровье, спорт и приключения. Для этого в республике имеется все необходимое: прекрасная природа, опьяняющий воздух гор и множество уникальных исторических и культурных памятников. История края насыщена событиями, которые интересны любознательным людям, а любители активного отдыха могут попробовать свои силы на разных поприщах.
Для активных людей Башкирия открывает новые горизонты, и позволяет на время резко изменить привычный уклад жизни. За небольшой промежуток времени можно испытать новые ощущения и запастись зарядом энергии. Вас ждут горы Урала с загадочными пещерами, густые леса, озера и реки с чистейшей водой, бескрайние степи.
Башкирская АССР и новое время
Столицей БАССР сначала стал городСтерлитамак. Однако уже к 1922 году границы республики расширились благодаря включению в её состав Уфимской губернии. Столица вернулась в Уфу, началась организация нового, советского жизненного уклада.
В период первых пятилеток каждое селов республике было коллективизировано. Появились нефтедобывающие предприятия, с 1938 году в БАССР начали производить бензин. Активно развивалась тяжёлая промышленность, в том числе машиностроение. Это произошло одновременно с отказом Башкирской АССР в предоставлении статуса союзной республики. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин аргументировал это тем, что Башкирская республика со всех сторон окружена советскими, и выходить из состава СССР ей некуда.
Во время Великой Отечественной войны из Башкирской АССР на фронт ушло более 600 тысяч человек. На территорию республики перевезли более сотни заводов и фабрик. После войны в регионе бурно развивалось сельское хозяйство, медицина, строительство, промышленность. К началу 70-х республика занимала второе место в Союзе по объёму нефтедобычи.
На протяжении всего XX века неуклонно сокращалось число башкирских школ. А вот тиражи периодических изданий на национальном языке росли. Во время перестройки и распада СССР национальное движение приобрело новые масштабы: в 90-е активно появлялись народные клубы и центры. В феврале 1992 года на месте БАССР появилась Республика Башкортостан. В 1993 году провели референдум, согласно которому Башкирия обрела экономическую самостоятельность, при этом оставшись частью Российской Федерации. История Башкирии продолжается.