Перенос слов
Переносом называется разделение слова в тексте таким образом, что его начальная часть остается на одной строке, а конечная переходит на другую.
В устной речи такое разделение никак не отражается, а на письме после первой части слова ставится чёрточка «-».
Перенос используют как в рукописных, так и в печатных текстах. Его главная задача – красивое и верное (без потери смысла) оформление написанного, равномерное распределение текста по строкам или в колонке (эстетическая роль).
Детям сложнее читать слова, разделенные переносом, поэтому в детской литературе стараются не разрывать текст. Для других книг (текстов) желательно не использовать перенос больше пяти – семи раз подряд.
Как доступно объяснить ребёнку, что такое слоги
К изучению темы приступайте, если ребёнок уже имеет представление о таких понятиях, как буква и слово. Необязательно, чтобы малыш знал названия всех букв. Но важно, чтобы он знал гласные звуки и некоторые согласные.
Изначально ребёнка следует обучать не алфавиту в целом и не названиям букв («бэ», «гэ», «ка», «эль», «и краткое» — так он не скоро поймёт, как их читают), а тем звукам, которые мы произносим, глядя на букву («б», «п», «м», «л», «й»).
Нужно объяснить ребёнку, что для образования слогов звуки становятся парами. В паре всегда только один гласный звук, а вот согласный может быть один, а может быть и несколько. А бывает, что согласного и нет вовсе. Обязательное условие для образования слога — наличие одной гласной.
Чтобы объяснить ребёнку различие между гласными и согласными звуками, предложите их пропеть. У него легко получится протянуть «ууу», «ааа», «эээ». А вот «к», «с», «т» не получится. Если малыш попытается вам продемонстрировать, как он поёт звук «р», или «н», попросите его прислушаться к пению. Окажется, для того чтобы пропеть согласный звук, к нему нужно присоединить гласный («мы», «ны» и другие варианты). Вот это и будет слог.
Учить делению на слоги следует после того, как ребёнок усвоит разницу между гласными и согласными звуками
Каждый слог — это один выдох. На произнесение одного слога требуется один толчок воздуха. И почувствовать этот толчок воздуха легко, если следить за движением губ, подбородка. Покажите ребёнку на своём примере, как двигается ваш рот на каждый слог. Назовите слова (ко-ро-ва, мя-со, пень, ю-ла). Попробуйте произнести слоги вместе, намеренно чётко и медленно артикулируя. Поучитесь вместе считать слоги в произносимых вами словах.
Когда всё сказанное выше ребёнок усвоил, расскажите, что слоги бывают открытыми и закрытыми. Открытые слоги заканчиваются на гласный звук (ма-ши-на, я-го-да — здесь все слоги открытые), а закрытые — на согласный (ель, сон, кар-ман, лай-нер — здесь все слоги закрытые). В одном слове могут встречаться как открытые, так и закрытые слоги (мо-ряк, ко-рабль).
У кого-то знакомство с делением на слоги займёт всего лишь одно занятие, у кого-то несколько. Всё зависит от готовности ребёнка к усвоению материала. Не торопите его. Пусть процесс познания займёт больше времени, но будет сопровождаться радостными эмоциями.
Обучение должно доставлять приятные эмоции: будьте доброжелательны и терпеливы
При занятиях с детьми дошкольного возраста, чтобы не отбить охоту учиться, важно соблюдать меру: заниматься не более 10 минут в день и в игровой форме. Со временем на занятия можно отводить до получаса. Школьникам также нужно давать время на отдых. Один урок не должен длиться больше 30 минут.
Видео: урок для тех, кто хочет понять, что такое слоги и ударение
Слог. Ударение. Перенос слова
Уж нé бо ó| сень|ю ды |шá|ло,
Уж рé же сó |лныш|ко бли|стá|ло,
Ко| рó |че станови́л ся день.
- Впишите в слова пропущенные слоги.
- Проверьте по учебнику (с. 67, упр. 99), правильно ли вы написали слова.
- Разделите трёхсложные слова на слоги вертикальной чертой.
Упражнение 57, с. 28
57. Соберите из слогов вежливые слова.
Спасибо, пожалуйста, извините, простите, здравствуйте, до свидания.
- Запишите слова. Устно составьте диалог, используя в нём вежливые слова.
— Здравствуйте! Извините, пожалуйста, Вы не подскажете, как пройти в Центральную библиотеку?
— Вам нужно на перекрёстке свернуть направо.
— Спасибо.
— Пожалуйста. Хорошего дня. До свидания.
Упражнение 58, с. 28
58. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.
Кóсит косец,
А зайчишка коси́т.
Трýсит трусишка,
А ослик труси́т.
- Что обозначают слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся?
Это слова — омографы.
Косец кóсит траву, заяц коси́т глазами. Трусишка боится, ослик бежит трусцой.
Упражнение 59, с. 29
59. Прочитайте ряды ударных и безударных слогов.
- Составьте из слогов двусложные слова. Запишите их. Поставьте, где нужно, знак ударения.
Свёкла, столя́р, звони́ть, стакáн, шофёр, щавéль, вéрба.
Упражнение 60, с. 29
60. Подберите и запишите слова, которые подходят к таким схемам:
′ |___
| ′
| ′ |
Упражнение 61, с. 29
61. Измените форму каждого слова так, чтобы ударный слог стал безударным. Запишите.
Зéмли — земля́, кóльца — кольцó, стрáны — странá, слёзы — слезá, рéки — рекá, змéи — змея́, пи́сьма — письмó, сóсны — соснá.
Упражнение 62, с. 30
62. Прочитайте, правильно ставьте ударение в каждом слове.
Алфави́т, вéрба, бáнты, тóрты, гербы́, стакáны, крáны, простыня́, клéить, портфéль.
- Обозначьте ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.
Упражнение 63, с. 30
63. Прочитайте. Найдите загадку. Отгадайте её. Из других строк составьте скороговорку.
Приучить сорóку одна морóка,
Сóрок одёжек и все без застёжек.
А сóрок сорóк — сóрок морóк.
- Спишите загадку или скороговорку.
Загадка:
Сорок одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Скороговорка:
Приучить сороку одна морóка,
А сорок сорок — сорок морóк.
- Что обозначают выделенные слова? Поставьте в них ударение.
Сорóка — птица, сóрок — число.
Упражнение 64, с. 30
64. Прочитайте. Вставьте в словарные слова пропущенные слоги.
К а пýста, и зв и ни́т е , п о сýда, д е рéвня, сáх а р, зá я ц, р и сýн о к, д о рóга, вéт е р, с е нтя́брь, рóд и на, М о сквá.
- Проверьте написание слов по орфографическому словарю. Обозначьте в словах ударение.
- Подчеркните в безударных слогах буквы, написание которых надо запомнить.
Упражнение 65, с. 31
65. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
Зме|я , те|традь, пе|тух, чай|ник, ши|шка, мо|роз, я|го|да, у|чи|тель, о|сень , я|бло|ко, ве|тер, за|яц, за|вод, по|су|да, про|щай, жизнь .
- Разделите слова на слоги вертикальной чертой (|).Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.
- Выпишите пять слов, которые можно перенести с одной строки на другую. Разделите их горизонтальной чёрточкой (-) для переноса.
Тет-радь, пе-тух, чай-ник, шиш-ка, мо-роз.
Упражнение 66, с. 31
66. Подберите слова, которые можно перенести с одной строки на другую так, как показано в образце. Запишите их.
Паль-то, день-ки, конь-ки, пись-мо, силь-но.
Лей-ка, май-ка, чай-ка, чай-ник, сай-ка.
Ван-на, мас-са, груп-па, тон-на, пан-но.
Упражнение 67, с. 32
67. Подберите и запишите двусложные слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
Оля, змея, Юля, Юра, юмор, пою, иду, олень, осень, яма, иней, ирис, уголь, улей, юла, орёл, алый, якорь, енот, ужи, язык.
Упражнение 68, с. 32
68. Соберите из слогов слова, а из слов загадку с отгадкой.
Заключение
В статье мы разобрали простую инструкцию, как в Ворде сделать перенос слов по слогам. Надеюсь, она была для Вас полезной. Поскольку работа через Интернет, требует от человека новых знаний. В том числе и умение работать в программе Word. Возможно эта информация поможет Вам написать какой-либо материал с переносами слов по слогам. Удачи Вам!
P.S Можете воспользоваться другими статьями для работы в документах Word:
Зачем уметь делить слово на слоги
Выделение слогов важно для правильного переноса слов, слоговой принцип — основной в грамотном переносе, хотя и не единственный. Важны оба умения: выделение в слове слогов и умение находить морфемы (значимые части слова), потому что слоги и морфемы во многих случаях не совпадают. Слог не является приставкой или корнем, суффиксом.
Деление на слоги происходит при произнесении слова. А деление слова на части необходимо для написания слова, то есть для написания букв в приставках, корнях, суффиксах.
Выделение морфем (приставок, суффиксов, корней) и слогов — это два разных действия, два разных принципа, на основании которых проводится грамотный перенос слова.
К примеру, перенося слово по слогам, нужно одновременно видеть корень, приставку, чтобы, к примеру, не оторвать первую и последнюю букву корня или не разорвать односложную приставку.
Есть целый ряд правил переноса, который опирается на умение делить слово на слоги и морфемы одновременно. Поэтому нужно уметь делать одно и другое.
Перенос слов в таблице
Текст в таблицу вводится только после предварительного нажатия на нужную ячейку. С увеличением объема написанных слов, увеличивается и высота строки. Чтобы изменение было пропорциональным нужно проделать следующее:
- Выделить таблицу значком
.
- Нажать таблицу правой кнопкой мыши и выбрать команду Свойства таблицы, а затем перейти на вкладку Строка.
- Устанавливаем галочку напротив Высота и выбираем режим Минимум.
Для просмотра переносов текста необходимо щелкнуть выделенную таблицу правой кнопкой мыши и выбрать команду Выровнять высоту строк.
Учить слиянию букв в один слог надо так: взрослый двигая (пальцем или карандашом) от первой буквы ко второй соединяет их дорожкой, при этом тянем первую букву, а вторую говорим коротко. В итоге ребенок, самостоятельно передвигая пальчик от буквы к букве научиться читать слоги. Не допускайте прочтения букв побуквенно, это затруднит ребенку овладение слитного чтения. Дошкольнику легче научиться читать слоги с начального гласного затем согласный (обратные слоги), труднее с начального согласного и конечного гласного (прямые слоги). Поэтому для начала учит е соединять буквы в слоги с 2 гласных.
АУ,УА,АО
Начинаем учить согласные буквы М,С,Х,Р,Ш и составлять из них слоги.
Изучаем гласную букву Ы и согласные буквы Л,Н,К,Т. Тренируем чтение слогов с гласными буквами А,О,У,Ы.
Учимся читать слоги с гласной И и ранее выученными согласными буквами.
Продолжаем учить согласные буквы П,З,Й,Г, В,Д,Б,Ж. Тренируемся в прочтении слогов с этими буквами.
Учим гласные буквы Е,Я,Ю,Е и читаем слоги.
Учим буквы Ч,Э,Ц,Ф,Щ и тренирумся читать слоги с этими буквами.
В итоговой слоговой таблице по Жуковой для дошкольников собраны все слоги с буквами алфавита. Читать можно как по горизонтали так и по вертикали.
Совет от Надежды Жуковой! Поскольку у разных детей темп обучения чтению неодинаков, следите , чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на чтении слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам.