Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Что такое семинар – для его он нужен, отличие от лекции и тренинга
Каждый человек, который когда-то был студентом, точно знает, что такое семинар. Однако, такое мероприятие со временем стало проводиться не только в стенах ВУЗов, но и для обучения самых разных групп населения. Особенно актуально получение новых знаний в профессиональной деятельности.
Что такое семинар в институте или техникуме
В школах ученики посещают обычные уроки, а знания проверяют на контрольных. В высшем или среднем профессиональном образовании есть разные формы занятий. Одна из них — семинар.
Это слово пришло к нам из древнегреческих и древнеримских школ, а само его значение раньше не было связано с учёбой и означало «сеяние».
В советской высшей школе на семинарах проходило углублённое изучение отдельных предметов, а сейчас модными стали бизнес-семинары: на них эксперты делятся со слушателями интересными практическими идеями.
Семинар в университете — что это
Семинар в универе — это разновидность группового занятия, на котором происходит проверка знаний.
Такое занятие обычно проходит в интерактивном режиме: преподаватель и студенты ведут живой диалог, рассматривая различные вопросы, касающиеся одной темы.
Вопросы для семинара преподаватель выдаёт заранее (как правило, за несколько недель), чтобы студенты успели найти нужную информацию.
Что такое семинар в колледже
Семинар как вид учебного занятия в колледже также имеет интерактивную форму организации и посвящён одной из важных тем курса.
Из отличий: в техникуме он может проводиться для нескольких групп, в вузе чаще всего — для одной группы студентов.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Независимо от вида и типа, семинар требует хорошей подготовки
Методические разработки семинарского занятия
К каждому семинарскому занятию преподаватель пишет план по определенной структуре. Какие компоненты должны быть:
- номер занятия;
- тема;
- план из вопросов, вынесенных на рассмотрение;
- список литературы;
- дополнительные занятия.
Важнейшей задачей преподавателя является объективная оценка учащихся после занятия. Критерии оценки должны быть прописаны в плане. Чтобы выставить оценку, преподаватель должен выслушать каждого студента, проверить готовность заданий и задать вопросы по теме.
После обсуждения преподаватель подводит итог: либо задает главные вопросы, либо сам тезисно проговаривает то, что нужно запомнить в первую очередь. Затем отвечает на возражения студентов, ставит оценки и дает задание на следующую пару.
Как минимум, 1 контроль знаний преподаватель должен провести после курса семинаров. Часто проводят 2: в конце и в середине курса. Готовят контрольные вопросы.
Методические рекомендации к проведению семинаров являются опорой для подготовки планов. Преподаватель обязательно должен изучить требования и советы, чтобы занятия соответствовали программе обучения.
Оценки на семинаре
Оценки на семинаре выставляются по нескольким критериям
Как и любой вид работы, семинары оцениваются преподавателем. Он, выставляя оценки, должен проанализировать не только сам доклад студента, но и его активность. Каждая работа, которую делал учащийся, имеет своё влияние на итог.
- доклад. Анализируется раскрытие темы, уровень знаний, аргументация, дополнительные материалы, качество подготовки примеров для наглядности. Большая часть оценки за семинар (45-50%) зависит от этого вида деятельности;
- дополнение коллег. Если студент дополняет два или больше других вопросов и делает это правильно, ему начисляются дополнительные баллы в размере 10-15% от оценки;
- анализ. Оценивается уровень подготовки, логичность доводов, приведённых при обсуждении поставленных вопросов (30% от оценки);
- активность. Только на 5% влияет на общую оценку, анализируется общее количество ответов, дополнений, озвученных мыслей
Оценка, которая выставляется за семинар, многогранна, в ней много составляющих. Главные критерии для получения высокого балла — это правильность и полнота ответа, понимание темы и языковое оформление.
Семинарские занятия и практикумы
Семинары – один из самых популярных «жанров» взаимодействия преподавателей со студентами. Также семинарские занятия часто используются в бизнесе для повышения квалификации сотрудников или ознакомления их с новшествами в работе.
Преподаватели и приглашенные эксперты подробно рассказывают о предмете семинара, обычно их выступления дополняют доклады и презентации, подготовленные самими участниками. Главная задача здесь – раскрыть основную тему. Важной частью любого семинарского занятия служит вовлечение всех слушателей в активный диалог, совместное рассмотрение поднятых вопросов со всех точек зрения.
Если семинары в первую очередь нужны для закрепления теоретических знаний, то практикумы преследуют иную цель. Эти занятия направлены на отработку практических навыков, полученных студентами.
Но есть и третий вид занятий – семинар-практикум.
Чтобы упростить свое выступление на семинарском занятии, рекомендуется создать небольшой «кастет» выступления: составить план (с чего начать, о чем говорить) с указанием ключевых слов и фраз. Такой подход обеспечит полноценный ответ с учетом всех деталей и тонкостей.
Если Вы заметили, что одногруппник ответил на вопрос, и у Вас еще есть информация по нему, то не стесняйтесь дополнять. Это не понизит отметку вашего «коллеги», но в то же время станет «плюсом» к вашей «учебной карме».
Организация урока-семинара
Организация урока-семинара осуществляется в три стадии:
- Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников.
- Непосредственное проведение урока-семинара.
- Окончание урока-семинара.
Подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников
От того, насколько правильной будет подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, напрямую зависит, принесет ли он пользу, или нет.
Качественная подготовка к уроку-семинару – и учителя, и учеников, предполагает выполнение работы:
- Определение задач конкретного урока-семинара и, соответственно, проблематику, которая должна быть рассмотрена и времени, в которое нужно уложиться.
- Изучение первоисточников учителем, выбор тех из них, которые можно дать в качестве рекомендации ученикам.
- Распределение докладов и рефератов.
- Консультация.
Если в классе есть ученики, у которых есть проблемы с устной речью, то необходимо за несколько дней до урока-семинара выслушать их доклады и рефераты и убрать все шероховатости.
Очень важно донести до выступающих то, что им не следует слишком быстро раскрывать вопрос. Они должны говорить так, чтобы другие могли составить конспект.
Непосредственное проведение урока-семинара
В самом общем виде в уроке-семинаре можно выделить следующие части:
- Представление всех докладов и рефератов.
- Вопросы по этим материалам – как от учителя, так и от учеников.
- Пояснения преподавателя.
- Итоговое слово учеников как авторов докладов и рефератов.
- Итоговое слово учителя.
- Общая оценка урока-семинара.
Пояснений преподавателя и, вообще, его вмешательства не должно быть очень много. Ему не стоит, пусть и неосознанно, «давить» своими знаниями и авторитетом.
Как уже отмечалось ранее, на уроке-семинаре те, кто не готовил доклад или реферат, записывают основные мысли. Это, в первую очередь, название научной работы, числа, термины и пояснения к ним, схемы, таблицы.
Урок-семинар может состояться в такой форме, как:
- Вопросно-ответный семинар.
- Беседа по плану с обсуждением докладов и рефератов в письменном виде.
- Беседа по плану с обсуждением материалов в устном виде.
- Диспут.
- Дискуссия.
- Коллоквиум.
- Пресс-конференция.
- Ситуационный анализ.
- Теоретическая конференция.
- Чтение первоисточников с комментариями.
- Мастер-класс.
- Учебно-ролевые и деловые игры.
- Экскурсия в музей или другое место, представляющее историческую ценность.
- Контрольная работа в письменном виде с проверкой на том же уроке и обсуждением результатов.
Окончание урока-семинара
На последних минутах урока-семинара должно быть обобщено все то, что на нем было сказано. Самым лучшим вариантом для этого является беседа. В конце ставятся оценки – и тем, кто подготовил доклады и рефераты, и тем, кто принимал участие в других формах, например, отвечал на вопросы.
Уроки-семинары становятся все более популярными, как в общеобразовательных школах, начиная с 5 класса, так и в средних и высших учебных заведениях.