Грамотная реставрация мебели: 11 материалов
Грамотная реставрация мебели: 11 материалов
Каждому хочется измениться и начать жизнь заново, даже мебели. К сожалению, по истечению срока она может потерять свой симпатичный вид, и даже своё назначение. Не всегда и не у всех есть возможность купить новую мебель, а жить со старой просто невмоготу. Для этого есть отличное решение, которое придаст ей новые и необычные краски и подарит вторую жизнь, – реставрация. Для этого не потребуется особых навыков и целой кучи денег, достаточно запастись терпением, материалами и представить новый дизайн вашей мебели.
Особенности самостоятельной реставрации
Самостоятельная реставрация мебели – сложный, трудоемкий процесс, требующий хоть небольших теоретических и практических знаний. При работе над устаревшими предметами интерьера следует учитывать важные моменты:
- Мебель, которая эксплуатируется постоянно, нуждается в укреплении каркаса. Как правило, корпус шкафа, дивана или стола расшатывается через 5-7 лет использования, поэтому работы по реставрации начинать нужно с укрепления каркаса.
- Подбирать инструменты и краски нужно с учетом материала, из которого изготовлено основание.
- Если на предмете присутствуют рисунки, то с ними нужно работать аккуратно, либо правильно выбрать оттенок краски для закрашивания, либо использовать тонкую кисть для прорисовки деталей.
- При реставрации деревянной мебели следует оценить состояние древесины. Если она сильно прогнила, то восстанавливать предмет не имеет смысла.
Перед началом работ важно оценить общее состояние каркаса. В некоторых случаях его восстановление нецелесообразно. Можно заменить фурнитуру и обивку, починить механизм, но если основание сильно рассохлось, его проели насекомые или поразила гниль, то лучше отказаться от реставрации.
Краткие характеристики реставрационных составов
Распространённым в быту способом устранения небольших дефектов, которыми покрывается мебельная поверхность, является протирание её ватным тампоном, пропитанным спиртом. После обработки повреждённого участка на некоторое время можно поправить положение. Но в некоторых случаях данный способ может нанести вред декоративному слою. Поэтому не стоит экспериментировать, лучше подобрать специализированный состав.
Представим характеристики некоторых лаков для реставрации мебели:
- Шеллачный лак. Состав после нанесения на поверхность способен удачно подчеркнуть фактуру древесины и обеспечить её оригинальным оттенком. Это проверенный материал, который используется для восстановления лакировки довольно давно. По консистенции политура не вязкая, напоминает окрашенную воду. Восстановление лакового слоя происходит довольно долго, для достижения необходимого результата наносят до 40-60 слоёв состава.
- Нитроцеллюлоза. Данным составом можно восстановить полировку большой площади. Для выполнения ремонта и нанесения слоя необходимо использовать распылители, которые способны обеспечить необходимую скорость работы. В противном случае, возможно образование капелек, которые будут быстро застывать. При таких условиях гладкой поверхности достичь будет невозможно. Обычные пульверизаторы для лакокрасочных составов не подойдут, рекомендуется обратиться к услугам реставратора.
- Пентафталевый состав. Таким лаком очень удобно выполнять ремонт мебели своими руками, так как никаких особых приспособлений для его нанесения не требуется. После полного высыхания проводят тщательную шлифовку и наносят с помощью малярной кисти финишный слой. В этом случае поверхность получится глянцевой. Если нужен матовый эффект, то средство необходимо наносить тампоном. Для грунтования приобретать дополнительное средство не нужно. В качестве грунтовочного выступает первый слой пентафталевого лака. Всего наносят не менее четырёх слоёв.
После выбора лакирующего средства для полировки мебели стоит определиться и с цветом покрытия. Очень часто используют бесцветные лаки для сохранения структуры дерева. Однако, когда обновляется лакированная мебель, стараются подобрать лак в тон поверхности.
Выбор материала
Многие домашние мастера уверены, что можно взять первый попавшийся растворитель, или даже воспользоваться обычным спиртом, после чего тампоном удалить старый облупившийся лак. А затем взять любой лак, и затем покрыть им мебель.
Для реставрации используйте специальные составы, предназначенные для удаления старого слоя и нанесения последующего нового декоративно-защитного покрытия.
Есть несколько материалов, о которых даже мастера на видео часто забывают упомянуть, хотя применяют они именно их.
Шеллачные политуры . Лаки, способные прекрасно подчеркнуть фактуру дерева, обеспечить оригинальный оттенок. В области реставрации лакированной мебели политуру называют одним из старейших применяемых материалов. Структура такого лака напоминает воду. Чтобы восстановить мебель, требуется нанести от 40 до 60 тончайших слоев. Это долго и сложно.
Нитроцеллюлозные лаки . Часто профессионалы говорят именно о них. Хотя применительно к домашнему использованию это категорически неправильная рекомендация.
Такой лак применяется при покрытии и реставрации поверхностей с достаточно большой площадью. Для профессионального нанесения используют специальные распылители, которыми средство распределяется по поверхности. Тут главную роль играет высокая скорость нанесения. Если использовать обычный пульверизатор для краски, на поверхности будут оставаться пузырьки.
Нитроцеллюлозные лаки не подходят для реставрации в домашних условиях.
Как отбелить старый тюль
Но прежде, чем что то шить и мастерить, нужно привести старый тюль в порядок.Тюль нужно постирать и при необходимости отбелить от желтизны и серости.
Для отбеливания тюля пользоваться белизной и другими химическими препаратами нужно очень осторожно, потому что если переборщить с количеством и временем выдерживания при замачивании, то можно просто испортить тюль и вытащить из тазика или ведра жалкие лохмотья. Кроме того, один раз отбеленный таким способом тюль нуждается в постоянном отбеливании, потому что пятна на нем уже не будут отстирываться.
Я всегда пользуюсь простым рецептом отбеливания тюля с использованием соли.
В таз или эмалированное ведро наливпю горячую воду и добавляю 3 столовых ложки соли на (5 литров воды).
Замачиваю в хорошо размешанном растворе соли тюль на ночь. Затем остается только выстирать обычным способом.
Еще для отбеливания тюля можно использовать перекись водорода и нашатырный спирт: 1 столовая ложка нашатырного спирта и 2 столовых ложки перекиси водорода на ведро воды, замачиваем тюль на полчаса и он уже как новенький!
Немного интересных идей я собрала в этом видео, в том числе свои творения:
Поделитесь своими идеями!10 способов красиво подшить тюль
Выбор способа обработки низа тюля – очень ответственное дело, от которого зависит качество и внешний вид изделия, а также срок его службы. Он зависит от многих факторов. Давайте подробнее рассмотрим несколько способов, как красиво подшить тюль своими руками.
Способ № 1. Классический способ
Прежде чем обрабатывать низ тюля, замеряют и откладывают его высоту в готовом виде (от верхней петли на шторной ленте вниз до желаемой длины), ставят контрольный знак (булавку или метку мелом). Затем от метки вниз откладывают удвоенную ширину подгибки в готовом виде. Другими словами, если ширина подгибки низа тюля в готовом виде должна равняться 3 см, откладывают 3*2=6 см.
Вообще ширина подгибки тюля в готовом виде варьируется от 2 до 3 см, если нет каких-либо оговорок (например, необходимо подогнать ширину подгибки под рисунок ткани, когда тюль прозрачный, или ширина низа – это желание дизайнера или клиента).
Затем всё лишнее обрезают, а сам припуск на обработку низа заутюживают на всю ширину в сторону изнанки. После этого отлетной край припуска подворачивают внутрь на половину ширины и снова приутюживают.
В завершение подшивают низ тюля, ведя машинную строчку по краю заутюженного внутрь припуска. Этот способ называется «Шов вподгибку с закрытым срезом».
Чтобы избежать перекосов в процессе подшивания низа тюля, припуск можно приколоть булавками к тюлю через определённые промежутки (20-30 см).
Подшитый низ тюля отутюживают.
Способ № 2. Утяжелитель
Большинство современных материалов, предназначенных для изготовления тюля, имеют с одной продольной стороны вместо кромки так называемый утяжелитель. По сути это тонкий трикотажный шнур белого цвета с ниткой миниатюрных стальных бусин внутри, который пришивается к срезу ткани при помощи краеобмёточной строчки. Так край тюля и выглядит эстетично, не осыпается, и при этом своим весом оттягивает полотно ткани, благодаря чему оно висит идеально ровно, не топорщится. Утяжелитель пришивается на фабриках-производителях тканей для тюля. Услугу по пришиванию утяжелителя оказывают и некоторые салоны штор и ателье, имеющие необходимое оборудование. Иногда, в частных случаях, готовый утяжелитель вставляют в уже обработанную подгибку тюля.
Использование утяжелителя актуально в разных тканях. Это могут быть жёсткая тафта и органза, нежный шифон и вуаль. Оставлять его или срезать – зависит от задумки дизайнера, а также от опыта и желания швеи, и того, есть ли запас длины в ткани или его нет.
Если утяжелитель останется на ткани, обработка тюля будет включать в себя 2 основных этапа: подшивание боков и последующее пришивание шторной тесьмы по верху тюля.
Наличие стальных бусин в утяжелителе затрудняет обработку боковых срезов, а именно – беспрепятственному прокладыванию машинной строчки. Чтобы этого избежать, часть бусин следует максимально аккуратно вытянуть из краеобмёточной строчки и обрезать.
Если ширина бокового шва в готовом виде составляет 3 см, ширина припуска на его обработку должна быть равна 3*2=6 см. В этом случае со стороны каждого бокового среза тюля нужно вытянуть и срезать цепочку бусин длиной 6+2=8 см. Тогда подшить и приутюжить боковые швы изделия не составит никакого труда.
Иногда, в частных случаях, готовый утяжелитель ставят в уже обработанную подгибку тюля.
Способ № 3. Фестоны
Довольно часто в магазинах тканей для тюля можно встретить изысканные образцы с фигурным нижним краем, именуемым фестонами. Такой низ является украшением тюля и не требует никакой обработки.
Высоту тюля в этом случае откладывают от самого нижнего края фестона вверх. Край заутюживают в сторону изнанки и обрезают, оставив припуск под притачивание шторной ленты.
Интересной в данном случае является обработка боковых швов тюля. Нельзя просто так заутюжить и подшить боковые срезы, поскольку расположенные по низу фестоны могут получиться несимметричными, да и просто некрасивыми.
Здесь важно чётко подогнать рисунок так, чтобы после заутюживания боковых срезов низ тюля выглядел идеально. В некоторых случаях, в зависимости от ширины раппорта фестона, может потребоваться дополнительный расход ткани. Это необходимо знать и сразу учитывать, рассчитывая и покупая ткань. Тогда тюль с фестонами получится с первого раза.
Способ № 4. Очень широкая подгибка
Кто много шьёт, наверняка знает, что широкая подгибка низа изделия считается «дорогой», а узкая – «дешёвой». Это правило распространяется и на тюль. Выполненные из баснословных по цене тканей, тюли довольно часто подшивают, подгибая на 10 и более см.
Внешне это выглядит очень эффектно и действительно дорого. А технически ничем не отличается от классического способа обработки низа.
Кроме визуального и эстетического эффекта, такая подгибка выполняет также роль своеобразного утяжелителя, оттягивая полотно тюля своим весом.
Способ № 5. Фантазийная подгибка
Здесь нет какого-то единого правила или технологии обработки. За основу берётся классический способ подшивания низа тюля и дополняется разными элементами по замыслу дизайнера. Это может быть, например, машинная вышивка, косая бейка, стеклярус, тесьма и т.д.
Способ № 6. Стеклярус по низу
Стеклярус – один из красивейших способов оформить низ тюля. Перед его пришиванием сам тюль подшивают узкой подгибкой – швом вподгибку с закрытым срезом шириной 1 см в готовом виде.
После этого пришивают стеклярус. Его располагают с лицевой или изнаночной стороны тюля. Это зависит от вида и дизайна стекляруса.
Пришивать его можно как одной машинной строчкой, так и двумя, и даже строчкой «зигзаг». Для удобства выполнения этой операции можно воспользоваться однорожковой лапкой для притачивания молний. Тогда бусины не попадут под лапку и иглу и не помешают шитью.
Нитки в начале и в конце ленты стекляруса следует тщательным образом закреплять, в противном случае бусины начнут осыпаться ещё задолго до того, как тюль украсит окно.
Кроме декоративной функции, стеклярус может выполнять также роль утяжелителя, когда это необходимо.
Способ № 7. Кружево или тесьма
Интересно смотрятся модели тюля, оформленные по низу кружевами и тесьмой. Подгибка низа в данном случае может быть узкой. Сверху на неё накладным швом, одной или двумя простыми строчками, или же строчкой «зигзаг» настрачивается кружево или тесьма. Торцевые стороны отделочных материалов следует аккуратнейшим образом обработать, чтобы они не осыпались и не портили внешнего вида тюля.
Кроме декоративного эффекта такой способ обработки позволяет добавить тюлю недостающую длину.
Способ № 8. Узкий оверлок
Одной из самых лаконичных по внешнему виду и бюджетной в плане затрат является обработка низа тюля узкой оверлочной строчкой. Ширина её, как правило, не превышает 3 мм, из-за чего её иногда называют «рулик» (за схожесть в ширине с узким подрубочным швом).
Строчку можно выполнять как нитками в цвет ткани, так и контрастными, — всё зависит от задумки дизайнера.
Хорошо она смотрится и выполняется на плотных тюлевых полотнах с небольшой раздвижкой нити. На тканях типа вуаля и шифона она также применяется, но выполнить её аккуратно получается на порядок сложнее из-за высокой осыпаемости и раздвижки нитей в этих материалах.
Хорошим подспорьем в этой ситуации могут стать специальные стабилизирующие спреи, на время придающие ткани большую формоустойчивость и жёсткость, благодаря чему её становится легко обрабатывать.
Способ № 9. Косая бейка
Очень распространённым способом обработки низа тюля является окантовка готовой косой бейкой из атласа. Припуски на обработку низа в этом случае добавлять не нужно. Тюль обрезается сразу по высоте готового вида и окантовывается.
Пришить косую бейку можно как традиционным способом (двумя последовательными машинными строчками), так и при помощи специального приспособления (одной строчкой).
После притачивания косую бейку следует приутюжить. Затем останется лишь подшить боковые швы и обработать верх тюля.
Способ № 10. Кант из портьерной ткани
Широкий кант из портьерной ткани по низу тюля, — этот вариант обработки смотрится очень эффектно, благородно и изысканно. В качестве канта используют полосу портьерной ткани, из которой сшиты шторы. Ширина полосы может варьироваться в зависимости от задумки дизайнера.
Крой полосы представляет собой длинный прямоугольник, ширина которого равна ширине тюля с уже обработанными боками плюс 3 см, а длина (она же высота) – удвоенной ширине в готовом виде плюс 3 см. При желании кант можно продублировать тонким нетканым клеевым материалом.
Перед началом работы один продольный срез канта заутюживают в сторону изнанки на 1,5 см.
Сначала кант накладывают лицевой стороной на изнаночную сторону к срезу низа тюля и притачивают швом шириной 1,5 см, выпустив по 1,5 см за его боковые швы. Затем обтачивают торцевые срезы канта, сложив деталь лицевой стороной внутрь. Шов – 1,5 см.
После этого кант выворачивают на лицевую сторону и настрачивают заутюженным краем на тюль.
В готовом виде кант тщательным образом приутюживают с изнанки изделия.
Эта обработка очень похожа на обработку притачного пояса в одежде, и поэтому не вызовет затруднений у опытных рукодельниц.
Вот основные способы обработки низа тюля. Каждый из них по-своему интересен, хорош и красив. Какой из них выбрать – решать вам.
Противомоскитная сетка
В деревнях доселе вешают старый тюль на окна и таким образом защищают помещение от различных насекомых. Но согласно современным технологиям большинство жителей городов используют готовые противомоскитные сетки.
Чтобы не тратить деньги на специальное устройство, но надежно защитить себя от надоедливых мух и комаров, сделайте стационарную москитную сетку на окна из старого тюля. Сделать это довольно просто:
- Вырежьте кусок ткани из тюля с наименьшей сеткой — немного больше, чем окно.
- Прикрепите полотно к окну и в нескольких местах по периметру закрепите его канцелярскими кнопками.
Из тюля также делают много разных поделок, например, цветы или помпоны для украшения. Для их создания вам понадобится немного фантазии, а также время, внимательность и меткость.
Все предложенные варианты далеко не полный список того, что можно сделать из старого тюля. Попробуйте эти идеи и развивайте свое воображение, украшая свой дом и одежду оригинальными предметами из ажурной ткани своими руками.