Как сделать морфологический разбор слова
Должны быть указаны следующие моменты:
- к какой части речи относится конкретное слово;
- начальная форма;
- постоянные и непостоянные признаки;
- какова синтаксическая роль в предложении, за исключением служебных.
Это общие моменты, которые указывают при разборе любого слова, вне зависимости от части речи. Теперь рассмотрим подробнее каждую часть речи. Запомните важный момент: сначала необходимо охарактеризовать его в целом, а уже затем смотреть на контекст предложения и от него продолжать. Также учитывайте, что в некоторых частях речи нужно быть внимательным, так как для некоторых слов помимо общих признаков нужно описать дополнительные характеристики.
Имя существительное
Самой популярной и часто используемой частью речи является существительное. Разбор надо сделать по следующей инструкции:
- первоначальная форма;
- нарицательное или собственное;
- одушевленное или нет;
- число, единственное или множественное;
- склонение;
- женский или мужской род;
- падеж и роль в предложении.
Например: «Человек ест пиццу». Пиццу — имя существительное, начальная форма — пицца, неодушевленное, в единственном числе, второе склонение, женский род, винительный падеж, играет роль дополнения в предложении.
Глагол
Морфологический разбор глагола делать необходимо следующим образом:
- начальная форма;
- переходный либо непереходный;
- возвратный или невозвратный;
- наклонение;
- время — прошедшее, настоящее или будущее;
- род и лицо;
- число;
- какую роль играет в предложении.
Рассмотрим пример: «Говорили все в лицо, не особо боясь последствий». Говорили является переходным, в совершенном виде и прошедшем времени, наклонение изъявительное, множественное число, роль в предложении — сказуемое.
Причастие
Рассмотрим, как произвести разбор примера, относящегося к причастию:
- изначальная форма;
- является страдательным или действительным;
- время и вид причастия;
- возвратное оно или нет;
- для страдательного причастия — краткое или полное;
- в полном причастии указывается падеж;
- причастие в единственном числе потребует определения рода;
- число и роль слова в предложении.
Пример: «Осматриваю видавшую виды местность». Здесь видавшую — причастие, первоначальная форма — видавший, действительное, прошедшее время, женский род, совершенный вид, невозвратный, в единственном числе, роль в предложении согласованное определение.
Деепричастие
Иногда эту часть речи считают особым видом глагола. Разбор такого слова:
- какая часть слова;
- изначальная форма;
- изменяемо оно или нет;
- вид разбираемого слова;
- роль в предложении.
Разберем: «Уезжая из Москвы, ты уже скучаешь по ней». Уезжая — деепричастие от первоначальной формы глагола уезжать, несовершенный вид, неизменяемое, в предложении выступает как обстоятельство образа действия.
Наречие
Теперь попытаемся понять, как разбирается слово из остальных категорий. Начнем мы с наречия.
Если вам нужно разобрать слово, относящееся к наречию, то схема будет следующей:
- изначальная форма;
- местоимение или знаменательное;
- разряд наречия;
- при наличии степень сравнения;
- роль в предложении.
Пример: «Тучи сгустились очень низко, все потемнело». Низко — наречие, в начальной форме, знаменательное, обстоятельное и качественное, степень сравнения — отрицательная, синтаксическая роль в качестве обстоятельства образа действия.
Разбор прилагательного
Определяете его начальную форму. Далее выясняем, к какому виду относится прилагательное: качественное, относительное или притяжательное. Затем определяется род, падеж, число, степень сравнения и синтаксическую роль.
Пример: «Полное ведро воды накапало с потолка». Полное — прилагательное, его начальная форма — полный, качественное, полное и среднего рода, в винительном падеже, единственном числе, степень сравнения положительная, синтаксическая роль определение.
Числительное
Выявляем начальную форму. Затем определяем простое или составное число, оно является количественным или порядковым, у первых надо определить разряд, падеж, число, синтаксическую роль в предложении.
Например: «Прошло два месяца». Два — числительное, в начальной форме, простое, количественное, целое, именительный падеж, выступает как составная часть подлежащего.
Окончание
Чтобы найти и правильно выделить в слове окончание, попробуйте поизменять его. То, что будет изменяться – и есть окончание. Красивая – красивое – красивые – окончания тут -ая, -ое, -ые.
Теперь пошли лайфхаки.
Если слово никак не изменяется, то окончания у него нет. Депо, кино, ножницы – как не изменяй, всегда депо, кино и ножницы. Пальто, очки – то же самое. У подобных слов вы окончания просто не выделяете.
Если окончания нет, но при изменении вашего слова оно появляется – значит оно нулевое. Чтобы показать нулевое окончание – просто нарисуйте пустой квадрат. Например, в слове «друг» – нулевое окончание. «Сказал» – тоже нулевое. Окончания появятся, если мы будем изменять эти слова: «друга», «сказали».
Идем дальше. Если у вас в окончании есть гласные, которые обозначают два звука, то есть «й» и еще какой-то – поизменяйте слова и послушайте, пропадает ли «й». Например: «вдохновениjэ», «вдоховениjу», «вдохновениjа». Видите, «й» никуда не пропадает. Значит он не в окончании.
В таких случаях надо поделить окончание посередине пунктирной линией и показать, что в нем два звука – «й» (более правильно – «j») и еще какой-то. Затем нужно выделить второй звук в окончание, а первый вообще не трогать.
Наречия – неизменяемые слова. Деепричастия – тоже неизменяемые. Поэтому у них окончаний никогда нет. Деепричастие можно узнать так – к нему одновременно задаются два вопроса: как, что делая. Например: Я ел (как? что делая?) слушая Познера. Слушая – деепричастие.
Вот с наречиями сложнее. Прочитайте мою статью на эту тему, потому что вам надо научиться отличать наречия от прилагательных. Это обязательно надо сделать, иначе будете ошибаться вплоть до ЕГЭ в 11 классе.
«Ть» у глаголов – всегда окончание. Но есть некоторые школьные программы, например программа Бабайцевой, где это суффикс. Спросите у своего учителя и выделяйте так, как она прикажет.
«Чь» в глаголах – часть корня. Поэтому в словах «беречь», «печь», «мочь», «стеречь» корнем будет все слово.
Как запомнить, что «чь» – часть корня
Не знаю, как помочь Вам это запомнить, но смотрите, тут дело вот в чем. Раньше у этих слов было окончание «ти», а потом оно отпало. Древнерусские формы этих слов: пекти, стерегти, берегти.
То есть окончание тут именно «ти», но у вас его нет, поэтому вы его не выделяете. Вы выделяете все слово как корень.
Надеюсь, кому-то это поможет не ошибиться.
Всё, с окончаниями закончили.
Примеры предложений
Для закрепления темы приведем несколько примеров, позволяющих понять пройденный материал. Рассмотрим разные варианты употребления слова:
- «Звонок с работы застал в момент, когда я был в кровати, поэтому пришлось в срочном порядке принимать душ и собираться в офис».
- «Одна из плохих привычек, характерных для моей натуры — долго лежать на кровати и подниматься спустя час после пробуждения».
- «Мы с супругой долго выбирали кровать, чтобы купить по-настоящему качественный товар».
- «Антикварная кровать находилась в наиболее удаленной части помещения, поэтому покупателей приходилось водить через все помещение квартиры».
Приведенные выше примеры помогают увидеть принципы употребления слова внутри предложения и тем самым избежать ошибок.
Морфологический разбор (признаки) имен существительных
Морфологические признаки – это набор категорий, которые присуще каждой части речи. У существительных они делятся на постоянные и непостоянные.
К постоянным морфологическим признакам относятся:
- Склонение;
- Род;
- Одушевленность;
- Собственные и нарицательные.
А непостоянные морфологические признаки:
- Падеж;
- Число.
Сейчас о каждом из этих пунктов расскажем подробнее.
Морфологические категории существительного
Чтобы в предложении прослеживалась связь имен, признаков, совершаемых действий, формы зависящих слов должны изменяться в зависимости от формы главных. Это осуществимо благодаря наличию морфологических признаков. К примеру, по роду зависимого имени прилагательного определяется и род имени существительного. Кроме неизменных для ИС родовой принадлежности и склонения, этой части речи свойственны категории числа и падежа.
Не каждый язык может похвастаться наличием хотя бы двух родов. А в русском все ИС распределены по целым трем. Носители языка интуитивно понимают, что ботинок – мужского, каска – женского, а молоко – ИС среднего рода. Учеников младших классов учат определять родовую принадлежность посредством вспомогательной конструкции: он/она/оно – мой/моя/моё. Для иностранцев практически невозможно понять, почему кресло – оно, диван – он, а кровать – она. Поэтому единственный выход – запоминать ИС в сочетании с местоимением или прилагательным, по окончанию которого легче определить род.
Если одушевленным ИС можно назвать лицо любого пола (умница, сирота, плакса), то род считается общим. А названия, которые употребляются исключительно во множественном числе (каникулы, санки, лыжи, очи, усы, щипцы, бигуди, прятки, чернила, клещи, дрожжи, сумерки), оказываются вне категории рода, который можно определить только в ед.ч.
Викислово
Здесь вы можете указать только одно слово. При этом дополнительно вам скажут, каким членом предложения может быть это слово. Либо один вариант, либо, если их несколько, то так и пишут. Разбор слова «времени» выглядит примерно так же:
Разбор слова в Викислово
А вот разбор слова «добавив». Тут уже однозначно указан член предложения. Это обстоятельство. Потому что деепричастия всегда являются обстоятельствами.
Разбор слова в Викислово
Как сделать морфологический разбор слова?
Морфологический разбор слова – один из самых распространенных видов анализа. Чтобы успешно сдавать экзамены по русскому языку, нужно научиться делать морфологический разбор грамотно.
Морфологический разбор – это разбор слова как части речи. Цель морфологического разбора – определить, к какой части речи относится данное слово и доказать свое предположение.
Если в тексте вы видите, что какое-то слово помечено цифрой 3, значит, вам необходимо сделать данный вид анализа. Морфологический разбор состоит из трех частей:
1. Выписать слово в той форме, в которой оно употреблено в предложении. Определить, к какой части речи относится это слово. Поставить слово в начальную форму.
2. Перечислить все грамматические признаки слова. Сначала перечисляются постоянные признаки, затем – непостоянные.
3. Указать, каким членом предложения является слово.
По указанному плану разбираются все части речи русского языка. Но поскольку части речи имеют разные грамматические признаки, то конкретная схема разбора существительного, прилагательного, глагола и других категорий будет отличаться.
Морфологический разбор существительного
1. Обозначает предмет. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.
2. Постоянные признаки: собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное, род, склонение.
Непостоянные признаки: число, падеж.
3. В предложении может выполнять роль подлежащего, дополнения, именной части составного глагольного сказуемого, определения, обстоятельства.
Морфологический разбор прилагательного
1. Обозначает признак предмета. Начальная форма – именительный падеж мужского рода единственного числа.
2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).
Непостоянные признаки: род, число, падеж. Для качественных прилагательных – степень сравнения, полная или краткая форма.
3. В предложении обычно выполняет роль определения или именной части составного именного сказуемого, но может быть любым членом предложения.
Морфологический разбор местоимения
1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.
2. Постоянные признаки: разряд.
Непостоянные признаки: род, число, падеж. Важно учитывать, что местоимения различных разрядов изменяются по-разному. У всех местоимений есть один непостоянный признак – это падеж. По родам изменяются не все местоимения, для личных число является постоянным признаком.
3. В предложении местоимение может выполнять любую роль, но чаще всего бывает подлежащим, дополнением или определением.
Морфологический разбор числительного
1. Начальная форма – именительный падеж.
2. Постоянные признаки: разряд по значению (количественное, порядковое, собирательное), разряд по структуре (простое, составное или сложное).
Непостоянные признаки: род, число, падеж, если есть.
Морфологический разбор глагола
1. Начальная форма (неопределенная форма, инфинитив) отвечает на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»
2. Постоянные признаки: вид (совершенный-несовершенный), переходность (переходный, непереходный), возвратность (возвратный-невозвратный), спряжение.
Непостоянные признаки: наклонение, время (если есть), число, лицо (если есть), род (если есть).
3. Глагол может выполнять роль любого члена предложения, но чаще всего является сказуемым.
Морфологический разбор причастия
1. Начальная форма – именительный падеж единственного числа.
2. Постоянные признаки: залог, вид, время.
Непостоянные признаки: полная или краткая форма, род, число, падеж.
3. В предложении причастия чаще всего выполняют роль определения.
Морфологический разбор деепричастия
1. Неизменяемая форма глагола
2. Признаки глагола: вид, переходность, возвратность.
Признаки наречия: неизменяемость.
3. Синтаксическая функция – обстоятельство.
Морфологический разбор наречия
1. Неизменяемое слово.
2. Постоянные признаки: разряд по значению, степень сравнения (если есть).
Непостоянные признаки отсутствуют.
3. В предложении наречие выступает в роли обстоятельства, именной части составного именного сказуемого, но может быть и любым другим членом предложения.
Чтобы научиться делать морфологический разбор, необходимо знать особенности каждой части речи, ее грамматические признаки, уметь определять синтаксическую роль слова в предложении.
4 класс. Русский язык. Разбор глагола как части речи
На письме такой разбор слова обозначают цифрой 3, например:
Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.
Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали – следовательно, это глагол.
Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? – обжигать.
В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями – у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.
Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи – это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?
Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? – это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?
Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.
§2. Пример устного разбора глагола
Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».
1. Любуются – глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.
2. Начальная форма – (что делать?) любоваться.
3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.
4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).
5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.
§3. Пример письменного разбора глагола
Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:
Люди любуются красивыми цветами.
Любуются – (что делают?) глаг.,
1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.
§4. Краткие итоги по теме урока
Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (неопределенная форма).
4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число – в прошедшем времени.