Стихотворение и анализ «Два великана»
Стихотворение и анализ «Два великана»
Произведение, в аллегорической форме, повествует о поединке двух богатырей, олицетворяющих собою Россию и Францию (Александра Первого или же Кутузова и Наполеона). В стихотворении говорится о том, что русский великан находится в преклонных годах, и занял достойное место в истории своей страны. В отличии от Кутузова (Александра Первого), чужестранец (Наполеон) относительно недавно узурпировал власть, развязав кровопролитную войну с целым миром.
Дерзкий и жадный французский император срывает венец, украшающий голову русского великана, желая тем самым подмять его под себя. Но его желанию не суждено сбыться: «удалец» получает мгновенный жёсткий отпор и терпит полное поражение. С этого момента в России начинается стремительное падение Наполеона с высокого трона «победителя». Теперь его ожидает незавидная судьба: изгнанничество на далёком острове св. Елены и одинокая смерть.
История создания
Это замечательное произведение Лермонтов написал ещё в юности, но, к сожалению, при жизни автора оно ни разу не печаталось. Стихотворение посвящено войне 1812 г. Его первая публикация состоялась в 1842 г. в журнале «Колокол». Лермонтова к этому моменту в живых уже не было.
Своё произведение юный поэт посвятил 20-ой годовщине победы над Наполеоновской армией. В то время в обществе ещё были сильны эмоции разочарований и потерь, связанные с нападением Бонапарта. После двадцати лет появилась возможность взглянуть на минувшее событие отстранённо, как на историческое событие.
Для Лермонтова война с наполеоновским войском двадцатилетней давности представлялась как историческое предание. Поэтому он сравнивает две армии с древними героями – великанами. Это произведение практически дословно Лермонтов использовал в своей поэме «Сашка» (гл. 1, строфа 7).
Жанр, направление, размер
Данное стихотворение относится к жанру патриотической лирики. К тому же, оно ориентировано на фольклор, а именно на солдатскую песню. Фольклорные черты заметны в использованной лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец») и в особой «простоте» поэтического размера – стихотворение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Произведение включает в себя пять строф (двадцать строк). Композиционное «здание» построено на приёме антитезы (противопоставления): «спокойствие» – «наглый натиск», «следование традициям» – «нарушение старого уклада».
Образы и символы
Всё произведение представляет собой одну яркую аллегорию. Оно построено на противоборстве двух сил: русского народа с наполеоновской армией. Соответственно, для поддержания идеи исторически значимого противоборства молодой автор создал два ключевых образа:
- образ «старого русского великана» (Кутузов) – в нём воплощена вся мощь, вся сила России. Кутузов представлен практически былинным богатырём, наделённым с рождения невиданной удалью и храбростью. Великому полководцу достаточно «тряхнуть головой», чтобы развернуть врагов вспять;
- образ «трёхнедельного удальца» (Наполеон) – под этим образом скрывается французский император, желающий покорить Россию. Поэт демонстрирует читателям самоуверенную и дерзкую удаль наполеоновской армии, ошибочно уверовавшей в то, что после взятия Москвы, победа будет полностью достигнута.
Темы и настроение
Основная тема произведения – противопоставление двух враждующих сторон, символизирующих Россию и наполеоновскую Францию. Образы двух великанов поэт наделяет индивидуальными чертами, разнится лишь авторское отношение к каждому из героев. Всё произведение пронизано настроением гордости за русский народ и могущество Родины. «Русский витязь» всегда невозмутим и спокоен, будто бы заранее осведомлён об успешном исходе битвы. Ему достаточно всего лишь «тряхнуть головой», чтобы дерзкий пришелец сложил оружие.
Основная идея
Лермонтов доносит до читателей мысль о том, что победа всегда должна быть на стороне того, кто защищается, а не того, кто вероломно нападает. Прежде чем идти с войной на чужую страну, следует грамотно рассчитать свои силы и избавится от уверенности в собственном превосходстве над противником.
Средства выразительности
В произведении молодой Лермонтов использует следующие средства выразительности:
Кратко о сборнике и героях
Сборник рассказов о мальчике Денисе Кораблеве впервые появился на прилавках магазинов в 1959 году и скоро стал классикой детской литературы. Автор Виктор Юзефович Драгунский посвятил его своему маленькому сыну Денису. Он же явился прототипом главного героя. Любовь к сыну и желание открыть читателям многообразный мир детства подвигли писателя на написание данной книги.
Время и место действия – 60-е годы прошлого столетия, Москва. Повествование ведется от лица самого Дениса. Рассказы представляют собой как бы дневниковые записи мальчика, в которых он описывает наиболее запомнившиеся события своей жизни. Взрослея, он познает мир, но с детской непосредственностью реагирует на события. Внимательному читателю дано увидеть в Денисе пытливый ум, чуткую душу и хорошее чувство юмора.
В новеллах присутствуют психологические зарисовки, есть место и грусти, и смеху. Поэтому читать рассказы чрезвычайно интересно.
Среди персонажей книги – друзья главного героя (Миша, Аленка, Костик), а также, его одноклассники, учительница, родители, соседи по дому. Весь цикл «Денискиных рассказов» состоит из 68 новелл. В разное время издавались сборники, включавшие в себя те или иные избранные истории.
«Станционный смотритель»: анализ произведения
За простотой повествования скрываются авторские рассуждения о несовершенстве общества и человеческих отношений. Понять суть произведения поможет его последовательный анализ:
История создания повести
Повесть «Станционный смотритель» Пушкин написал в 1830 году, когда перед свадьбой с Натальей Гончаровой вернулся в фамильное поместье Болдино. Из-за эпидемии холеры ему пришлось задержаться там на всю осень. Это время — самый плодотворный период в творческой карьере Пушкина. Он создал множество произведений, в частности цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» («Повести Белкина»). «Станционный смотритель» — одна из них. Также в серию вошли произведения:
- «Выстрел»;
- «Метель»;
- «Гробовщик»;
- «Барышня-крестьянка».
Иван Петрович Белкин — выдуманный писателем персонаж, чьим именем подписаны повести. Под именем Пушкина серия издана в 1834 году.
«Станционный смотритель»: персонажи
Прежде чем перейти к анализу авторских идей, заложенных в повесть, изучим основных действующих лиц:
- Самсон Вырин — простодушный и миролюбивый человек. Работяга и любящий отец, для которого главная отрада — дочь. Самсон очень переживает за ее судьбу, от известия о пропаже слег с горячкой. Понимая свое бесправие перед Минским, возвращается домой, где от тоски спивается и умирает.
- Дуня — дочь Самсона, красивая и хозяйственная, хорошая помощница. Она кокетка, пользуется своим обаянием. Обычная жизнь крестьянки ей претит, поэтому на предложение Минского соглашается легко, хоть и переживает за отца. Добившись лучшего положения, приезжает на могилу батюшки и сразу же уезжает обратно.
- Минский — молодой привлекательный гусар. Умеет расположить к себе, поэтому быстро завоевывает симпатию Самсона. Самоуверен, думает лишь о собственных желаниях. Чувства других ему неинтересны.
Кадр из фильма «Станционный смотритель»: YouTube / Киноконцерн «Мосфильм»
Проблематика произведения
В небольшой повести Пушкин затронул ряд вечных вопросов и проблем, которые четко видел в обществе своего времени. Многие из них хорошо знакомы и современному читателю:
- Конфликт отцов и детей.
Главные герои истории, которую изложил Пушкин, — станционный смотритель Самсон Вырин и его дочь Дуня.
Смотритель — человек старых устоев: живет в деревне, заботится о дочери, старается оградить ее от любых неприятностей. Дуня другая: она грезит жизнью в городе и использует первую возможность туда попасть. Девушка понимает, что отец будет против ее решения, поэтому молча его покидает. Она поддается романтическому порыву и не задумывается о возможных опасностях. Спустя годы Дуня возвращается к родителю, но застает только могилу.
- Конфликт личных интересов и нравственности.
Герои повести Дуня и Минский следуют своим интересам и прихотям, не заботясь о чувствах окружающих. Дочь смотрителя легко бросает отца, оставляя наедине с печалью и переживаниями. Зная о его беспокойстве, за годы жизни в Петербурге не пытается выйти на связь.
Офицер Минский — человек из высшего сословия, привыкший к богатой жизни и удовлетворению желаний. Для него забрать наивную юную девочку от отца и увезти из деревни, чтобы сделать содержанкой, — обычный поступок. Бездумные действия Дуни и Минского приводят к печальному исходу — смерти невинного человека. Так автор демонстрирует, как пагубно влияет на личность легкомысленность окружающих.
- Проблема общественного уклада.
Действия персонажей могут вызвать у читателя непонимание и возмущение. Но Пушкин намекает: сложившаяся ситуация — результат не столько поведения героев, сколько принятого в обществе уклада. Классовая иерархия, положение женщины в обществе — те проблемы, которые сделали эту историю реальной для своего времени.
- Тема маленького человека.
«Станционный смотритель» — первое произведение Пушкина, где он задел эту проблему. Самсон Вырин — служащий самого низкого ранга. На его примере писатель показал, какое отношение о в обществе к таким людям. Их безнаказанно оскорбляли, обвиняли, сгоняли на них злость или раздражение, с их мнением никто не считался.
Чувства и переживания людей, не имеющих власти и влияния, не заботили окружающих. Своим рассказом автор подчеркивает, насколько абсурден такой уклад, ведь человечность не должна зависеть от чина и класса.
«Станционный смотритель»: жанр
Хотя Пушкин определил жанр произведения как повесть, по глубине психологического наполнения оно не уступает роману. Автор уделяет внимание чувствам каждого героя, нарочно подчеркивая: среди них нет плохих или хороших. Все сложные личности со своими переживаниями, мечтами и мотивами.
«Станционный смотритель» создан в традициях реализма: в нем достоверно воссоздан образ жизни того времени, а персонажи, которых нарисовал автор, существовали в реальности.
Проблемы общества и типажи, которые описал Пушкин, встречаются и в наше время. В этом заключается мастерство великого писателя — видеть суть вещей и искусно описывать их.
На чём героиня? Трактовки песен
В обеих песнях с названием «Феллини» есть разные трактовки текста. В хите-2021 текст, конечно, простой как пять копеек. Но из-за нечёткого произношения исполнителей находятся слушатели, которые слышат вместо «этой богине» — «этой вагине»… Видимо, о чём думают, то и слышат…
А вот стихи Васильева действительно дают пищу для раздумий. Основные вопросы связаны со словосочетанием «героиня на героине» — такая игра слов озадачивала. Это об однополой любви или о наркотиках? Из-за второго варианта трактовки эту песню запрещали в Белорусии. Васильев наркотическую тему отрицал, но вполне может быть, что лукавил…
Подросток постоянно лежит на диване и ничего не хочет делать. Как решить проблему? Рекомендации
Бывают периоды, когда подросток начинает целыми днями лежать на диване. У него проявляется апатия по отношению ко всему. И он абсолютно ничего не хочет делать.
Мы расскажем о том, в чем это проявляется. Как распознать действительно опасные случаи апатии, депрессии, и ситуации, когда подросток просто устал (не ленится). А также поведаем о том, как можно справиться с той или иной проблемой.
Каких рекомендаций стоит придерживаться для того, чтобы ребенок перестал лежать на диване и ничего не делать?
Не нужно давить на чадо и контролировать его
В период с 12 до 13 лет ребенок переживает процесс, в рамках которого он старается отдалиться от взрослых. Почувствовать себя самостоятельным и независимым. То, что это происходит с вашим ребенком — вполне нормально.
Было бы очень хорошо, если бы каждый человек к совершеннолетию соответствовал возрасту еще и по развитию. Умел брать ответственность за свои поступки. Понимал, что в дальнейшем это будет важно для комфортной жизни.
При этом, стать по-настоящему взрослым ребенок не может. Поскольку пока не дал ответы на ряд вопросов, которые помогли бы ему отделиться. И стать полноценной личностью.
В частности, ребенок должен ответить для себя на следующие вопросы:
- "Кто я?".
- "Чего мне хочется?".
- "Какой я?".
В большинстве случаев эти вопросы являются самыми популярными среди подростков. Особенно, среди тех, которые уже перешли на соответствующий этап взросления. Чтобы понять себя, ребенок должен для начала избавиться от слов, которые были навязаны им с помощью родителей.
Соответственно, большинство желаний, выполнения которых вы ждете от ребенка, ему не нравятся. По той причине, что загадали их вы, а не сам тинейджер. Следовательно, для них подобные желания становятся неинтересными. И выполнять их они не собираются.
Помните следующую закономерность: чем большее количество давления вы оказываете на чадо, тем больше оно ему противится. И тем сильнее пытается поступить наоборот. Вместо этого лучше предоставьте тинейджеру возможность самому выбирать, что делать. Подобным образом он обретет новый опыт. Поймет, что можно делать, а какие поступки чреваты последствиями. При этом, ребенок сможет сделать свой выбор.
Когда родители навязывают свое мнение или контролируют, это очень плохо сказывается на ребенке. Он не учится жить самостоятельно. И умеет принимать решения только в том ключе, в котором это делаете вы. Поэтому бывают ситуации, когда мальчики живут с родителями до 30-ти лет. Не могут найти девушку и устроиться в жизни. А все потому, что в детстве за них все решала мама/папа.
Учитывайте то, как устроен мозг подростка
В следующий раз, когда будете ругать подростка за ничего не делание, подумайте о важном аспекте. Биохимии мозга чада. Явление, которое нам кажется ленью или же прокрастинацией у тинейджеров, на самом деле довольно распространено. Особенно у представителей этого возраста.
Не волнуйтесь, если у вашего ребенка появилась лень, это не плохо. Она случается у всех тинейджеров. Даже у тех, кто в школе имеет высший балл. Отличники справляются только за счет того, что берут свою силу воли в руки и добиваются желаемого — продолжают учить уроки.
Учитывайте также, что дофамин в мозгу у тинейджера изначально находится на довольно невысоком уровне. Его объем намного ниже, чем у любого взрослого. Однако, если подобный гормон начнет выделяться, то это будет происходить в огромных количествах. Следовательно, удовлетворение и эмоциональную зарядку тинейджеры получают от развлечений, которые действительно могут запомниться. Компьютерных игр, экстремальных прогулок, девиантного поведения (например, драк, участия в каких-либо субкультурах) и так далее. Как раз по этой причине подростка, усевшегося за ПК, настолько сложно от него отогнать. Даже если вы говорите "займись делом", ребенок вас на подсознательном уровне не понимает. Для него компьютер это в данный момент очень важное дело.
Учитывайте также, что в мозгу у человека есть специальные зоны. Одна из них отвечает за самоконтроль, а вторая — за планирование задач на долгий срок. Соответственно, тинейджерам пока довольно непросто выбирать вещи, которые являются действительно нужными в перспективе. А не просто доставляют удовольствие в текущий момент.
Как предлагать тинейджеру что-либо новое?
Ребенок действительно будет отдаляться от вас. Как мы говорили, это нормально. Ваша задача состоит лишь в том, чтобы правильно на это реагировать. Не стоит отдаляться от чада в ответ. Продолжайте предлагать ему куда-либо пойти с вами. Но делайте это правильно.
У вас будет возможность предложить чаду какое-либо интересное совместное занятие. Вы сможете дать ему интересные идеи для времяпрепровождения. А еще, у вас будет возможность брать его с собой в поездки.
При этом, не стоит принижать интересы ребенка даже если они вам не нравятся. Использовать фразу "Пойдем с нами гулять в город, целый день за своим компьютером бесполезным потратил" и так далее. Если вы не произнесете фразу с оскорблением "кумира" тинейджера в его возрасте, от вас не убудет. Но зато это не вызовет у чада отрицательных эмоций. И желания избавиться от ситуации, в которую он попадет.
Вместо этого могут быть использованы более лояльные для тинейджера конструкции. Например: "Мы с папой едем в центр. Нам доставит радость, если ты пойдешь с нами. Мы там как раз планировали зайти в твою любимую бургерную" и так далее. Вы должны дать подростку выгоду. В этом случае он пойдет с вами туда, куда вы скажите. А без выгоды добиться своего, к сожалению, не получится. В этом возрасте тинейджеры ничего не делают просто так. И, к сожалению, это нормально. Вы сами поступали так же, просто этого не помните.
Ни в коем случае не давите на чадо. Пусть делает только то, что хочет. В противном случае, есть риск, что он может начать делать все наоборот. Даже в том случае, если в первоначальном варианте он планировал дать свое согласие.
Постарайтесь понять, как устанавливать границы, и придерживайтесь этого
В большинстве случаев фраза "Он ничего не хочет делать" воспринимается родителями в том смысле, что тинейджер не осуществляет никакую помощь им по дому. И не изъявляет желания придерживаться конкретных правил. Учитывайте, что правила и границы очень важны для чада.
Их количество не должно быть слишком большим. Однако, границы в любом случае должны быть. Буквально пару-тройку пунктов. Они в обязательном порядке должны соблюдаться чадом. Причем, происходить это должно в довольно строгом порядке.
Главная проблема большей части взрослых состоит в том, что на первом этапе они не запускают процесс установки границ. После чего, резко, без всяких предпосылок, начинают что-либо требовать от чада. Конечно, он не будет повиноваться, поскольку действия против него были направлены необоснованно.
Старайтесь беседовать с тинейджером в максимально мирной обстановке. Вы должны иметь возможность объяснить, что конкретно от него требуется. Возможно, чадо хочет к вам прислушиваться. Но у него это не получается, поскольку он не понимает, что от него требуется.
Старайтесь добиваться своего последовательно. То есть, нельзя сразу, на ровном месте, заставить его мыть посуду каждый день. Сначала заставьте его сделать это во вторник. Затем — в четверг. А затем, постепенно, вводите новые дни. Так, чтобы ребёнок начал мыть посуду буквально каждый день.
Всегда давайте наставление чаду. "Помой сегодня до 17:00 сегодня посуду". Возможно, подросток хотел бы вам помочь, но он не знает, что конкретно ему делать. И до какого периода. Если же четких инструкций не давать, то и выполнения поставленных перед ним задач ожидать не стоит. Это может возыметь негативные последствия.
Удостоверьтесь в том, что у ребенка не депрессия
Если ребенок постоянно, 24/7, лежит и ничего не делает, проанализируйте ситуацию. В некоторых случаях апатия может сигнализировать о серьёзных проблемах на психологическом уровне. Если, помимо этого симптома, ребенок ни с кем не разговаривает, мало кушает и имеет плохое настроение, это плохой знак. Вполне возможно, что у ребенка имеется проблема на психологическом уровне.
Если тинейджер на протяжении длительного времени испытывает тоску, печаль и другие подобные чувства, это негативный момент. Он может сигнализировать об имеющейся у тинейджера депрессии. Ее необходимо лечить в срочном порядке. В противном случае, психологическое состояние чада значительно ухудшится. И ему предстоит ходить к психологу/психиатру.
Основные правила смены белья, согласно приметам
Зачастую мы рассматриваем стирку и глажку постельного белья как домашнюю рутину, которую мы совершаем практически в автоматическом режиме. Хотя мало кому приходит в голову, что менять постельное белье надо именно в «правильные» дни. Поскольку этот необычный ритуал в состоянии устранить житейские невзгоды, а также принести удачу, счастье, семейное благополучие и гармонию.
Приметы советуют менять постель исключительно по субботам и лучше всего в Новолуние, а вот со стиркой комплекта стоит повременить до начала недели, чтобы не накликать беду в дом. А если вместе со сменой белья в субботу делать еще и уборку, то дом будет, как говорится, «полная чаша».
Никогда не меняйте белье на постели в церковные праздники, да и вообще в такие дни необходимо отказаться от любой работы по дому – это чревато несчастьями. Однако обязательно нужно постелить новый комплект перед Пасхой, а точнее в четверг, накануне Страстной пятницы, поскольку такое действие сулит хозяйке удачу.
Запрещено проводить смену постельного белья в воскресенье, в противном случае вы рискуете на всю следующую неделю наградить себя такими проблемами как бессонница и ночные кошмары.
Понедельник и вторник также считаются не самыми лучшими днями для смены постельного белья. Хотя строгих суеверий на эту тему нет, но первый день недели и без того считается очень сложным. А вот во вторник стоит заняться более важными делами, чем домашние хлопоты.
Как ни странно, но среда также считается сложным днем, поскольку по средам необходимо поститься, а не заниматься бытовыми делами. И даже больше – согласно суевериям, в этот день нельзя переезжать на другое место.
Если хотите надолго остаться на новом месте, то застелите постель в четверг, успев проделать это до восхода солнца.
Не стоит менять постельное белье по пятницам, от этого вы тоже рискуете потерять спокойный сон и будете видеть кошмары, а также навлечь на свою голову хоть и мелкие, но абсолютно не нужные проблемы.
Словарь понятий Достоевского и его героев
Тварь я дрожащая или право имею?
"И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею. "
Свету ли провалиться, или мне чаю не пить?
"На деле мне надо, знаешь чего: чтоб вы провалились, вот чего! Мне надо спокойствия. Да я за то, чтоб меня не беспокоили, весь свет сейчас же за копейку продам. Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить".
Могу ли я любить Фалалея?
"Я кричу: дайте мне человека, чтоб я мог любить его, а мне суют Фалалея! Фалалея ли я полюблю? Захочу ли я полюбить Фалалея? Могу ли я, наконец, любить Фалалея, если б даже хотел? Нет; почему нет? Потому что он Фалалей. Почему я не люблю человечества? Потому что все, что ни есть на свете, — Фалалей или похоже на Фалалея!"
("Село Степанчиково и его обитатели")
Идеальная женщина — Татьяна Ларина
"Может быть, Пушкин даже лучше бы сделал, если бы назвал свою поэму именем Татьяны, а не Онегина, ибо бесспорно она главная героиня поэмы.
Я вот как думаю: если бы Татьяна даже стала свободною, если б умер ее старый муж и она овдовела, то и тогда бы она не пошла за Онегиным. Надобно же понимать всю суть этого характера! Ведь она же видит, кто он такой.
(Пушкинская речь 1880 года).
Красота спасет мир
"Господа, — закричал он громко всем, — князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир?"
Либерализм не лучше деспотизма
"Либералы, вместо того чтобы стать свободнее, связали себя либерализмом, как веревками. И когда надо высказать свободное мнение, трепещут прежде всего: либерально ли будет? И выкидывают иногда такие либерализмы, что и самому страшному деспотизму, и насилию не придумать".