Правила поведения детей за столом
Правила поведения детей за столом
Как научить ребёнка
Для родителей очень важно поведение ребенка в обществе. Много шалостей любимые дети совершают за обеденным столом. Все недочеты и ошибки во время обеда видны окружающим. Терпение родителей быстро иссякает, но не во всем виноваты дети.
Очень важно, чтобы родители проработали вместе с чадами правила поведения за столом, тогда не будет повода к разногласиям в семье.
Некоторые родители уверенны, что ребенок должен априори знать правила поведения за столом, все обучение с их стороны сводится к окрикам и наказаниям. Можно наблюдать, как они постоянно говорят ребенку, что нужно сесть прямо, не чавкать, закрыть рот. Как и все нормы поведения в человеческом обществе ребенок должен учиться корректному поведению за обеденным столом.
По мере взросление ребенок совершает «выходы в свет» самостоятельно: детский праздник, день рождения, мероприятия в учебном заведении. В такой ситуации нет родительского контроля, это лучший индикатор, который проявит все умения и оплошности ребенка.
Что нужно знать детям о традиционных столовых приборах
О том, какие столовые приборы существуют, дети узнают от окружающих. В помощь – игры, иллюстрации в книгах, мультфильмы. Ребенок должен знать, какие тарелки используют для супа, а какие для второго.
Можно провести эксперимент. Например, жидкость («супчик») наливаем в глубокую тарелку и переливаем в мелкую. Жидкость выливается. Таким образом, ребенок видит, почему именно эти тарелки нужны для супа. Простейшая познавательно исследовательская деятельность.
Конечно, нужно объяснить и показать, что столовой ложкой едят суп, а вилкой второе блюдо. Расширяя знания, взрослый показывает дошкольнику, как нож используется для нарезания котлеты, мяса на мелкие кусочки, чтобы удобно было класть в рот и пережевывать пищу. При этом нож необходимо держать в правой руке, а вилку в левой.
Информирование детей происходит только с учетом их возрастных особенностей. Например, информация об использовании ножа за столом абсолютно не нужна 2-3 летнему малышу. К 5-ти годам эти знания уже необходимы.
Закрепление знаний и умений происходит в быту и сюжетно-ролевых играх. Дети играют с кукольной посудой, закрепляя при этом приобретенные знания. Помогает и заучивание специальных четверостиший.
Если в семье сервируют стол в соответствии с этикетом, то для ребенка использование ножа и вилки станет привычкой.
Как правильно пользоваться столовыми приборами
В 1-2 года у ребенка еще слабо развита моторика. Поэтому самому держать ложку ему сложно. Мама учит, как зачерпнуть небольшую порцию, как поднести ко рту так, чтобы еда не вылилась на стол.
При этом малыш хорошо понимает, что такое ложка, для чего она нужна, делает первые попытки есть самостоятельно.
В 3 — 4 года дошкольник еще осваивает навыки аккуратного принятия пищи. При этом он уже ест самостоятельно. Мама знакомит ребенка с вилкой. Она показывает, как ее держать и правильно захватывать кусочки мяса или гарнира.
В 5 — 6 лет процесс обучения усложняется. Ребенка знакомят с ножом. Родители объясняют, что ножом режут крупные кусочки пищи в своей тарелке. Чтобы было удобно, нож держат в правой руке, а вилку в левой.
В 7 лет ребенок знает для чего нужен столовый этикет для детей и при правильном обучении владеет столовыми приборами.
Ценная бандероль.
Игра «Слово вежливое или нет?».
В игре может участвовать от двух до десяти человек. Вам понадобиться мяч. Правила просты, ребенку будет их легче усвоить, если он уже знаком с игрой «Съедобное-несъедобное».
Выбирается ведущий. Он бросает мяч по очереди всем участникам игры, при этом говорит либо слова и выражения вежливости, либо названия предметов. Участник, услышав вежливое слово должен словить мяч. Если ведущий произнес название какого-либо предмета, то мяч нужно отбить.
Играя вдвоем, просто перебрасывайте мяч друг другу, произнося слова по очереди. В этом случае удобнее немного изменить правила: если один игрок назвал предмет, а не вежливое слово, второй должен ударить по мячу так, чтобы тот коснулся земли. И только тогда можно брать его в руки.
Притча для детей про уважение к матери
Первый богач города устроил праздник в честь рождения сына. Были приглашены все знатные горожане. Только мать богача не приехала на праздник. Она жила далеко в деревне и, видимо, не смогла приехать. По поводу замечательного события на центральной площади города поставили столы и приготовили угощение для всех желающих. В разгар праздника в ворота богача постучала старая женщина, покрытая покрывалом.
— Все нищие угощаются на центральной площади. Иди туда, — велел слуга нищенке.
— Мне не нужно угощения, разреши только одну минуту на младенца посмотреть, — попросила старая женщина, а потом добавила: — Я тоже мать, и у меня тоже когда-то родился сын. Теперь я уже давно живу одна, и много лет не видела своего сына.
Слуга спросил хозяина, как ему быть. Богач выглянул в окно и увидел плохо одетую женщину, покрытую старым покрывалом.
— Ты же видишь — это нищенка. Гони ее прочь, — сердито приказал он слуге. — У каждого нищего есть своя мать, но я не могу всем им разрешить на моего сына смотреть.
Заплакала старая женщина и грустно сказала слуге:
— Передай хозяину, что я желаю своему сыну и внуку здоровья и счастья, а еще скажи: «Кто свою мать уважает, чужую не обругает».
Когда слуга передал слова старой женщины, понял богач, что это его мать к нему приходила. Выскочил он из дома, но матери уже нигде не было видно.
Полезные привычки
На личном примере родитель может показать многие правила этикета не прибегая к нотациям, например:
- Мытье рук перед едой, после туалета.
- Мыть руки правильно (с мылом, не менее нескольких минут, ребенок еще не знает временные рамки, можно выучить песенку и мыть руки в течение ее пения).
- Принимать пищу за обеденным столом. Даже годовалого пупса надо высаживать в специальный стульчик за стол.
- Использовать салфетки во время еды.
- Благодарность за приготовленную пищу.
Требования должны быть едины у всех, кто участвует в воспитании ребенка.
Этикет за столом правила поведения для детей – презентация схемы обучения
Схема обучения детей разрабатывается родителями в персональном порядке. Однако некоторые основы они могут взять на заметку. Начинать работу над манерами стоит с простых разговоров.
В формате диалога мама с папой расскажут малышу о том, как правильно вести себя за столом принято в цивилизованном и культурном обществе. Через некоторое время можно приступать к практике. Она может проводиться не только в стенах дома, а и в гостях. Постепенно ребенок сам начнет действовать за столом корректно, поедая свой ланч в садике или завтракая в школьной столовой в компании одноклассников.
Чтобы в будущем дети вели себя в обществе как истинные леди и настоящие джентльмены, родители с детства прививают им хорошие манеры. Они рассказывают сыновьям и дочерям о базовых правилах этикета, знакомят с основами хорошего тона. В результате, будучи подростками, чада ведут себя за столом деликатно и тактично.
Правила поведения за столом в школе
Конечно, школа – не детский сад. Ее основная функция, все-таки, образовательная, а воспитательная только вторично. В школе дети находятся только половину дня, но в школе дети, также питаются. Питание школьников организуется в помещении школьной столовой. Едят дети все вместе, да и время на еду отводится достаточно короткое – всего 15-20 минут. Поэтому соблюдение правил поведения за столом – обязательно.
Правила поведения в школьной столовой
- Не беги. В столовую и из нее идти нужно обычным шагом, чтобы не стать жертвой или причиной болезненной травмы;
- Перед едой вымой руки;
- Не спеши занять место, не расталкивай своих товарищей;
- Соблюдай очередность;
- По столовой ходи спокойно, смотри под ноги, чтоб не поскользнуться;
- Не размахивай руками, если держишь в них приборы;
- Во время еды не разговаривай, ешь с закрытым ртом;
- Правильно пользуйся столовыми приборами. Помни, что едят ложкой, а что вилкой и ножом;
- Пользуйся салфетками;
- Не роняй продукты на пол, а если уронил – подними;
- Не отзывайся плохо о блюдах – уважай труд поваров;
- После еды убери посуду за собой;
- Будь вежливым, поблагодари работников столовой.
Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе – это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.