Креслом разобрать как часть речи
Креслом разобрать как часть речи
Начальной формой причастия является форма именительного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие сочетает признаки глагола и прилагательного.
Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершенного ( прочитавший, взволнованный ) и несовершенного вида ( читавший, волнуемый ). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано ( взволнованный — от глагола совершенного вида взволновать , волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать ).
Как и глагол , причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бывают прошедшего ( слушавший ) и настоящего времени ( слушающий ). Причастий будущего времени не бывает!
Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся ( тянущийся ).
Как и прилагательное , причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям . Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён .
Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».
Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший .
Синтаксическая роль
В предложении причастия выполняют функцию:
- определения (полная форма). Сорва нн ый девочкой цветок вскоре увял.
- именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорва н девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ТУТ).
Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением . В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).
План морфологического разбора.
I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.
III. Синтаксическая роль.
ВНИМАНИЕ. Нужно различать!
Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; смелый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий . Также причастия образуются при помощи свойственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).
Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о / -е
◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму глагола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).
Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:
Что такое предложение
Чтобы наша речь была связной и имела информационный посыл, мы разделяем ее на смысловые единицы. Если «копать» глубоко, то, чтобы донести информацию, мы издаем звуки, которые образуют буквы, складывающиеся в слова, которые, в свою очередь, объединяются с другими словами в словосочетания и образуют предложения.
Если слова сами по себе несут какой-то определенный, постоянный смысл, то в предложениях они начинают играть уже другие роли, менять оттенки своих значений, чтобы подстроиться под доносимую человеком информацию. В предложении всегда есть законченный смысл, который может подкрепляться интонацией, если вы говорите, или знаками препинания, если вы пишете. Сложные конструкции состоят из множества разных частей, эту тему обязательно проходят в школе, а, значит, домашним заданием часто оказывается разбор предложений по русскому языку. Сейчас мы попробуем научиться делать это быстро, легко и правильно.
Чего нельзя делать при разборке
Недопустимо совершать грубых и сильных движений – такой подход к делу чреват поломкой элементов мебели, разрыва ее покрытий или срыва крепежа.
Если разбор производится с целью ремонта каркаса или замены обивки нельзя оставлять часть фурнитуры неснятой. Кстати, не мешает сфотографировать места ее крепления, чтобы потом, собирая, не запутаться.
В случае разбора кресла для переноса в другую комнату, категорически не рекомендуется производить это частично, оставляя части мебели сочлененными, лишь ослабив крепления и выгнув детали, чтобы сделать конструкцию уже. Так часто делают. Это часто заканчивается поломкой.
Как понятно объяснить ребенку части речи
В этой статье мы сделали подборку из четырех уроков Школы умных детей, посвященных тому, как понятно объяснить ребенку части речи.
Видеоурок № 1
Представляем вашему вниманию урок из первого класса Школы умных детей, где Любовь Стрекаловская поясняет, как легко, ненавязчиво, понятно и в игровой форме можно познакомить детей с такими понятиями как слова-предметы (существительное), слова-действия (глаголы) и слова-признаки (прилагательные)?
Данный урок полезен учителям начальных классов, репетиторам, родителям учеников первых классов и старших дошкольников
Из урока вы узнаете, как ввести детей в тему, как развести вопросы существительного кто? что?, какие варианты игр можно использовать для того, чтобы ребенок освоил эти понятия и не путал их.
Этого достаточно для первоклассников.
Во втором классе на уроках русского языка дети уже основательно знакомятся с частями речи существительное, прилагательное, глагол, а так же некоторыми морфологическими признаками.
Любой темой можно отбить охоту учиться, а можно разжечь искорки в глазах детей. Что и делает Любовь ежедневно на своих уроках.
Видеоурок № 2
Предлагаем Вашему вниманию урок Школы умных детей, посвященный теме существительное.
Именно так рекомендуем вводить данную тему и объяснять ее детям, если вы на семейном обучении, если вы педагог или репетитор или просто вам небезразличны успехи и понимание ребенка.
После того, как ребенок поиграл с учителем или мамой в игры, предложенные в ролике, следом рекомендуем объяснить ему вторую часть речи — глагол.
В школьной программе часто три части речи разведены друг от друга в разные недели и даже месяца обучения, тем самым дети изучают материал дискретно, не имея полной картины.
Однако научно доказано, что использование обучения «от общего к частному» (т.е. когда виден весь объем знаний) намного эффективнее. Поэтому важно знакомить детей с тремя частями речи практически одновременно.
Видеоурок № 3
Из следующего видео Вы узнаете, как объяснить ребенку тему — Глагол.
Непременно используйте следующие игры:
- Вы называете предмет, ребенок действие
- Ребенок называет предметы, вы придумываете действия
- Вы перечисляете действия, ребенок угадывает, какой предмет вы загадали
- Вы перечисляете действия (улыбнись, встань, сядь) — ребенок выполняет
- Вы перечисляете действия и предметы. На предмет ребенок должен присесть, если слышит слово-действие — подпрыгнуть
И наконец, переходим к знакомству ребенка с прилагательным.
Видеоурок № 4
Именно данная часть речи почему-то сложнее всего поддается ученикам начальной школы. Но все подводные камни стороной с легкостью в своем уроке обошли Любовь Стрекаловская, Никита и Кот Ученый, смотрим:
Представленные уроки входят в материалы «Школы умных детей».
Школа умных детей активно обновляется.
За последнюю неделю добавлены или обновлены уроки по предметам:
Математика 1 класса
Математика 2 класса
Математика 3 класса
Математика 4 класса
Добавлено более 50 уроков, еще 20 обновлены на уроки лучшего качества.
Обязательно посмотрите уроки-новинки!
И мы сегодня добавили в ШУД уроки по курсу английского языка:
Фонетика английского языка с Хамзой и Одри
Как научиться читать на английском
А так же скоро добавим уроки по новой лексике и грамматическим конструкциям.
Всего 68 новых уроков английского языка.
А главное, что уроки курса «Учимся читать» представлены в двух версиях:
english version и версия на русском языке.
Смотрела их и прыгала от радости.
Потому что дети, ученики ШУД, смогут смотреть уроки прямо на изучаемом языке, а что не понятно, посмотреть в переводе.
Так дети привыкают слышать правильную речь, понимать объяснение на английском языке, не бояться речи, уметь слышать паузы в словах.
А русский язык для Одри не родной, и как ценно слышать, как иностранец говорит на нашем родном языке. Как мне сказали дети, сразу понимаешь, что ей тоже трудно! Но она может! И делает.
Значит и мы сможем!
Вы знаете, как важно слышать правильную, чистую английскую речь?
А как увлекательно и просто Одри объясняла правила чтения. Научиться читать на английском языке интересно, легко, просто!
К видео-урокам уже добавили практические упражнения, что сделало школу очень ценной.
Мы рады, что Школа умных детей активно развивается.
Так будет и дальше.
Поэтому подключайтесь, учитесь с нами и помните, учиться с удовольствием, проще, чем вам может казаться.
Школа умных детей — это уникальная методичка для родителей и детей, которая позволит разобрать любую тему за начальную школу просто, понятно и с использованием техник эффективного обучения.
Школа для вас, если:
— Ваш ребёнок учится в начальной школе
— Ваш ребенок не понимает темы по русскому, математике или английскому или плохо запоминает материал с урока
— Приходит домой и не знает, как решить задание
— Не понимает вновь изученный материал и путается в признаках частей речи, ошибается в устном или письменном счете, испытывает трудности в решении задач, допускает ошибки при письме, т.к. не проверяет орфограммы, не понимает правил и не умеет их применять
— Вам приходится объяснять все самостоятельно, тратя драгоценное время
— Возможно, вы вынужденных нанимать репетитора и лишаться большого количества денег
— Вечера проводить за школьными делами и заданиями вместо отдыха после работы
Благодаря пакету Школы умных детей вы можете забыть о репетиторах, потому что благодаря урокам школы, вы сможете легко и просто объяснять ребенку любые темы по русскому языку, математике и английскому языку, прослушав понятное объяснение или просто включить урок ребёнку.
При оплате участия Вы получаете доступ ко всем предметам выбранного класса (русский язык, математика, окружающий мир, английский язык) доступом на 1 год или без лимита по времени.
Сейчас в школе доступен весь русский язык 1-4 класса, математика 1-4 класса, английский 2-4 класс и окружающий мир 1-4 класса, а так же уникальный курс «Английский с носителями языка»
Разбор слова по составу
Разбор слова по составу — один из самых популярных в школе. Разбирать слова по составу учатся все школьники на уроках русского языка. Если у вас с этим возникают проблемы, мы поможем вам. Как разобрать слово по составу? Вот по какому алгоритму лучше всего действовать:
- Определите верно часть речи, которую будете разбирать по составу. В этом поможет контекст.
- Выделите в слове окончание (примеры обозначений частей слова см. на картинке перед статьей). Это изменяемая часть слова, находится обычно в конце, за суффиксом. Выявить окончание в слове легко — нужно просто изменить слово по падежам и посмотреть, какая часть в конце слова меняется. Именно она и будет являться окончанием. Пример: в слове «корова» окончание «а». При его склонении получаем следующие формы: коровы, корове, корову и т. д. Видно, что в слове буква «а» постоянно меняется на другие в разных падежах, поэтому «а» — это окончание. Бывают слова с нулевым окончанием, например «волк», «телефон», «балет». В таких случаях значок окончания ставят рядом со словом после него. Важно не перепутать окончание с суффиксом!
- Далее следует выделить приставку. Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем, она придает слову дополнительный смысл. Например, есть слово «ездить», а есть слово «съезить». Приставка «с» второму слову придает смысл завершенности, поэтому второй глагол имеет совершенный вид, а первый — несовершенный. Приставка обычно располагается в самом начале слова, поэтому ее нетрудно обнаружить, если она есть.
- Затем выделите суффикс. Суффикс — это изменяемая часть слова, которая располагается после корня. В слове может быть один, несколько суффиксов или их вовсе может не быть. Например, в слове «горошек» суффикс «ик», в слове «сделавший» два суффикса — глагольный «а» и суффикс причастия «вш».
- Теперь выделите корень слова. Корень — это неизменяемая часть слова (однако корни могут чередоваться: «забирать» — корень «бир», «заберешь» — корень «бер»). Корень несет в себе основной смысл слова. Есть слова, целиком состоящие из корня: лес, лук, дом, огород. В слове «девушка» будет корень «девушк», в слове «саморез» имеется два корня, которые несут смысл: «сам» и «рез», буква «о» — это соединительная гласная между корнями. Если сомневаетесь в выделении корня, подберите однокоренные слова и посмотрите, какая часть слова в них чаще всего повторяется. Она и будет корнем слова.
- И наконец, основа слова. В нее входят все части слова, кроме окончания и формообразующих суффиксов. К формообразующим суффиксам относятся суффикс «ть» у глаголов неопределенной формы, суффикс «л» у глаголов прошедшего времени, «я» у деепричастий несовершенного вида, «ущ» и «ющ» у причастий и суффиксы у прилагательных и наречий в сравнительной и превосходной степени («е», «ее», «ейш», «айш»). Основа выделяется внизу слова в виде линии, подчеркивающей все, что в нее входит.
Примеры разбора слова по составу
Как разобрать слово по составу, вы теперь знаете. Для закрепления материала рассмотрим несколько примеров разбора слов по составу:
- Понаехали. Основной смысл слова содержится в корне «ех». Смотрим перед корнем приставки. Приставки «пона» в русском языке нет, но зато есть приставки «по» и «на» (есть слова поехали, наехали). Поэтому в этом слове две приставки: «по» и «на». Смотрим суффиксы. В этом слове также два суффикса — глагольный «а» и суффикс глаголов прошедшего времени «л». Окончание у слова такое — «и». Основа слова «понаехали» — «понаеха».
- Лесоруб. Лесоруб — это тот, кто рубит лес. Так как смысл слова раскрывается в двух словах, а само слово одно, то, скорее всего, оно содержит в себе два корня. В этом слове два корня: «лес» и «руб». «О» между ними не является суффиксом, это соединительная гласная, в школе ее обычно выделяют в рамочку или в скобочки. Слово начинается сразу с корня «лес», никаких приставок здесь нет. Также нет суффиксов и окончаний, поэтому после слова рисуем пустой значок окончания, что будет означать нулевое окончание. Основа слова: «лесоруб».
- Красивейший. Корень «красив», суффикс превосходной степени прилагательных «ейш», окончание — «ий». Основа слова — «красив».
- Быть. Корень «бы», суффикс «ть». Основа слова — «бы».
Мы рассмотрели, как разобрать слово по составу на примерах.
Второстепенные — не значит ненужные
Само слово – второстепенные – означает, что главной роли они не играют, могут присутствовать в речи, но не обязательны. Например, в предложении: «Кленовый лист медленно кружит над землей» — важно то, что лист кружит, а то что он кленовый или березовый, осиновый, кружит над землей или над дорогой, кустами – не важно. Поэтому «лист кружит» – это главные, а «кленовый», «медленно», «над землей» – второстепенные члены предложения. Их замена не меняет общего смысла высказывания, они только уточняют предмет и действие, им производимое.
Все второстепенные члены предложения принято разделять на две группы:
- группа подлежащего – они уточняют подлежащее (например – «кленовый»);
- группа сказуемого – соответственно, рассказывает что-то о действии, описываемом в высказывании, — «над землей», «медленно».
Группа подлежащего
Слова, которые дают дополнительную информацию о подлежащем, характеризуют его и отвечают на вопросы: Какой? Каков? Чей? – называются определениями. Запомнить легко: слова определяют предмет – значит, — определение.
В предложении оно может выражаться:
- прилагательным («весенний», «зеленый»);
- числительным («первый», «третий»);
- местоимением («мой», «твой»).
При разборе определение подчеркивают волнистой линией:
Группа сказуемого
Чтобы младшим школьникам было легко запомнить дополнение и обстоятельство, можно предложить такой способ:
- дополнение – то, что ДОПОЛНЯЕТ сведения, известные нам из грамматической основы;
- обстоятельство – рассказывает, ПРИ КАКИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ (времени, условии) произошли события.
Она вернулась — откуда? — из школы.
У учеников могут возникать проблемы с разграничением дополнений и обстоятельств в некоторых случаях:
В нашем озере водится щука.
Водится щука – сомнений не вызывает, а дальше возможны разногласия:
водится где? – в озере, тогда это обстоятельство;
водится в чем? – в озере, тогда это дополнение.
Однако согласно правилам русского языка, одно и то же слово не может быть в предложении либо обстоятельством, либо дополнением, и правило гласит:
То есть, в нашем примере в озере – это обстоятельство, и письменный разбор будет выглядеть так:
Вторая сложность при разборе – разграничение обстоятельств и определений:
Ветер колыхал ветки ели.
Грамматическая основа – ветер колыхал. Колыхал что? – ветки, тут все понятно, это дополнение. Дальше – сложнее. Ветки — ? Есть два варианта вопроса: какие? Или чего?
Запомнить правила несложно, зато можно избежать многих ошибок при разборе.
Грамматические признаки
На следующем этапе устанавливаются постоянные признаки (для этого и нужна начальная форма) и непостоянные (это делается по той форме, которая дана в предложении). У каждого морфологического класса они свои. Поэтому, чтобы разобрать слово как часть речи, глагол, имя существительное или наречие нуждаются в совершенно разных подходах.
- Для существительного: род, склонение, одушевленность, нарицательное это название или собственное.
- Для глагола: вид, спряжение, переходность обозначаемого им действия, залог.
Пользуясь данной формой, выделяем непостоянные (изменяемые) признаки. Следует учитывать, что один и тот же признак может быть для одних слов постоянным, для других — непостоянным. Например, имя существительное не меняет свой род: для него это — постоянный признак. А имя прилагательное и глагол изменяются по родам, таким образом, для них это — признак непостоянный.