Tgmaster.ru

TG Мастер
6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как научить ребенка разделять слова на слоги в 1 классе

Как научить ребенка разделять слова на слоги в 1 классе

После изучения алфавита и закрепления знаний о буквах и звуках первоклассники переходят от побуквенного чтения к послоговому. Чтобы освоить его, сначала нужно научиться разделять слова на слоги, но далеко не всем учащимся легко дается этот навык. Как помочь им в изучении слогового разбора и можно ли пропустить этот этап? Расскажем в этой статье.

зачем школьнику уметь разделять слова на слоги

Как правильно делить слова на слоги

slogi

Первыми речевыми единицами, которые наши дети начинают изучать в первом классе являются слова и слоги. Отдельно звуки, из которых состоят слова, довольно трудно произнести. Они сливаются в слоги, которые и составляют слова.

Почему же звуки трудно произнести отдельно? Звуки образуются с помощью воздушной струи, которую мы выдыхаем. Но воздух выдыхается не сплошной струей, а толчками. Это можно почувствовать, если поставить ладонь перед губами и произнести любое слово. Например «собака».
При произнесении этого слова воздушных толчков было три.

Слог — наименьшая речевая единица

При каждом толчке выдыхаемого при произнесении слова воздуха образуется самая маленькая речевая единица, которая называется «слог». То есть, для произнесения одного слога, мы делаем один выдох.
Каждый слог в слове «собака» состоит из двух звуков.

Но слог может состоять из одного или трех-четырех-пяти звуков.
Например, в слове «у-рок» первый слог — состоит из одного звука, а второй —рок— из трех. А в слове «вздох» четыре звука и всего один слог.

Это происходит потому, что слоги в русском языке образуют только гласные звуки. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов. В слове «у-рок» два гласных звука, а в слове «вздох» — один.

slogi2

Как можно разделить слова на слоги

Слова можно разделить при помощи дуг снизу, вертикальных черточек, но чаще всего вы встретите деление слов на слоги с помощью маленькой горизонтальной черточки: у-рок, со-ба-ка.

Задание: попробуйте догадаться, какое слово зашифровано в этой схеме а-а-а . Это слово состоит из трех слогов, и в каждом слоге есть звук « а «. Ответ может быть разный — с а р а ф а н, к а р а нд а ш, б а р а б а н, т а р а к а н. Все эти слова похожи тем, что в них три слога, образованные звуком « а «.

Открытые и закрытые слоги

Слоги могут быть открытыми и закрытыми. Открытые слоги оканчиваются на гласный звук. Их можно долго тянуть или даже петь: —за-, -со-, -ку-.

Читайте так же:
Вольтеровское кресло что это

Закрытые слоги оканчиваются на согласный звук, поэтому они произносятся кратко: —пор, —лок-, -ник-.

slogi3

В русском языке больше открытых слогов. Поэтому, по мнению иностранцев, он очень музыкальный.

Как определить, сколько в слове слогов

Если в слове есть слог из одного звука, то этот звук — гласный. Один согласный звук никогда не образует слог. Например: на- У -ка, Э -хо.

В зависимости от числа слогов, слова бывают односложными (мышь, вскользь, сам), двусложными (она, мыс-ли, то-пор) и многосложными (у-че-ни-ки, ка-ран-да-ши, ба-буш-ка).

Чтобы определить, сколько слогов в слове,нужно поднести ладонь снизу к подбородку и посчитать, сколько раз откроется рот, так как он открывается только при произнесении гласных: лам-па (2 раза), мамоч-ка (3 раза).

Правила деления слов на слоги

Некоторые слова можно делить на слоги по-разному: дру-жба друж-ба. Оба варианта считаются правильными.

А вот Й всегда присоединяется к предшествующему слогу: май-ка, зай-ка, чай-ка.

Если в слове есть удвоенные согласные, их при делении на слоги разделяют: ван-на, кас-са, Эм-ма.

Если нужно разделить на слоги слово, в котором есть мягкий знак, следует помнить, что его нельзя отделять от согласной, которую он смягчает: паль-чик, день-ки.

Зачем же нужно уметь делить слова на слоги?

Прежде всего, для того, чтобы научить ребенка читать. Гораздо легче научиться читать сначала по слогам, а потом переходить к чтению целыми словами.

Когда ребенок начинает писать диктанты, ему легче проверить написанное, читая каждое слово по слогам. Часто в таких работах есть задание — разделить слово на слоги.

Умение делить слова на слоги помогает подобрать рифму, если нужно написать двустишие: пу-шоксне-жок.

Словно легкий пушок,
Кружит белый снежок.

Чтобы правильно перенести слово с одной строки на другую, тоже нужно уметь делить слова на слоги.

Часто в заданиях по русскому языку есть такие:

Сколько слов можно составить из этих слогов?

сне- -га -жин- -го- -роч- -вик -пад -ка -жок.

Снега, снежинка, снежок, снегопад, снеговик, снегурочка — 6 слов.

Таким образом, чем раньше и правильнее ребенок научится делить слова на слоги, тем легче в дальнейшем он будет справляться с заданиями по русскому языку в начальной школе.

Перенос слова «листья»

Если это суще­стви­тель­ное ока­за­лось в кон­це стро­ки и не поме­ща­ет­ся на ней цели­ком, выпол­ним его пере­нос по сло­гам. Это сло­во мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с выпол­нен­ным фоне­ти­че­ским сло­го­раз­де­лом:

В совре­мен­ной орфо­гра­фии пра­ви­ла пере­но­са лояль­ные, поэто­му не будет ошиб­ки, если сло­во «листья» пере­не­сем с одной строч­ки на дру­гую, раз­бив соче­та­ние соглас­ных «ст»:

Читайте так же:
Как вытащить кресло изофикс

Подытожим

Слово «листья» мож­но пра­виль­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую дву­мя спо­со­ба­ми:

Если обобщить правило более доходчиво:

Слова «разрубаются» на слоги после каждой гласной. Сколько гласных, столько слогов.

НО: если после гласной стоят р, рь, л, ль, м, мь, н, нь и за ними есть еще парная согласная, они (сонорные и сонорные с ь) отходят к предыдущему слогу; если после й есть любой другой согласный, й отходит к предыдущему слогу.

Если же этих согласных 2 одинаковых (нн, мм, лл . , 2 любых сонорных, парных, сначала парный потом непарный), они отходят к последующему слогу.

Иногда возможно несколько вариантов деления на слоги, если выполняется правило восходящей звучности для неначальных слогов. Пример: паль-ма, па-льма, ведь-ма, ве-дьма.

Еще момент. При слогоразделе обращайте внимание, как слово произносится, а не как пишется, потому что зачастую звонкие согласные в речи произносятся глухо, и наоборот, и это повлияет на согораздел. Тут же станет понятно, почему ь не влияет на слогораздел.

Чтобы не запутаться, освежите в голове и правила переноса >>

Слог. Ударение. Перенос слова

Упражнение 55, с. 27

55. Прочитайте.

Ты видишь поезд вдалеке?
Он по стальной дороге
Бежит, как слово по строке,
Разбитое на слоги.

  • Соберите из слогов слово. Что оно обозначает?
  • Запишите его. Обозначьте в слове ударение.

Упражнение 56, с. 27

56. Прочитайте.

Уж нé бо ó| сень|ю ды |шá|ло,
Уж рé же сó |лныш|ко бли|стá|ло,
Ко| рó |че станови́л ся день.

  • Впишите в слова пропущенные слоги.
  • Проверьте по учебнику (с. 67, упр. 99), правильно ли вы написали слова.
  • Разделите трёхсложные слова на слоги вертикальной чертой.

Упражнение 57, с. 28

57. Соберите из слогов вежливые слова.

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, здравствуйте, до свидания.

  • Запишите слова. Устно составьте диалог, используя в нём вежливые слова.

– Здравствуйте! Извините, пожалуйста, Вы не подскажете, как пройти в Центральную библиотеку?
– Вам нужно на перекрёстке свернуть направо.
– Спасибо.
– Пожалуйста. Хорошего дня. До свидания.

Упражнение 58, с. 28

58. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова.

Кóсит косец,
А зайчишка коси́т.
Трýсит трусишка,
А ослик труси́т.

  • Что обозначают слова, которые одинаково пишутся, но по-разному произносятся?

Это слова – омографы.

Косец кóсит траву, заяц коси́т глазами. Трусишка боится, ослик бежит трусцой.

Упражнение 59, с. 29

59. Прочитайте ряды ударных и безударных слогов.

  • Составьте из слогов двусложные слова. Запишите их. Поставьте, где нужно, знак ударения.

Свёкла, столя́р, звони́ть, стакáн, шофёр, щавéль, вéрба.

Читайте так же:
Как снять кресло макси кози с базы изофикс

Упражнение 60, с. 29

60. Подберите и запишите слова, которые подходят к таким схемам:

′ |___

|

| ′ |

Упражнение 61, с. 29

61. Измените форму каждого слова так, чтобы ударный слог стал безударным. Запишите.

Зéмли – земля́, кóльца – кольцó, стрáны – странá, слёзы – слезá, рéки – рекá, змéи – змея́, пи́сьма – письмó, сóсны – соснá.

Упражнение 62, с. 30

62. Прочитайте, правильно ставьте ударение в каждом слове.

Алфави́т, вéрба, бáнты, тóрты, гербы́, стакáны, крáны, простыня́, клéить, портфéль.

  • Обозначьте ударение. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Упражнение 63, с. 30

63. Прочитайте. Найдите загадку. Отгадайте её. Из других строк составьте скороговорку.

Приучить сорóку одна морóка,
Сóрок одёжек и все без застёжек.
А сóрок сорóксóрок морóк.

  • Спишите загадку или скороговорку.

Загадка:

Сорок одёжек и все без застёжек. (Капуста)

Скороговорка:

Приучить сороку одна морóка,
А сорок сорок – сорок морóк.

  • Что обозначают выделенные слова? Поставьте в них ударение.

Сорóка – птица, сóрок – число.

Упражнение 64, с. 30

64. Прочитайте. Вставьте в словарные слова пропущенные слоги.

К а пýста, и зв и ни́т е , п о сýда, д е рéвня, сáх а р, зá я ц, р и сýн о к, д о рóга, вéт е р, с е нтя́брь, рóд и на, М о сквá.

  • Проверьте написание слов по орфографическому словарю. Обозначьте в словах ударение.
  • Подчеркните в безударных слогах буквы, написание которых надо запомнить.

Упражнение 65, с. 31

65. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

Зме|я , те|традь, пе|тух, чай|ник, ши|шка, мо|роз, я|го|да, у|чи|тель, о|сень , я|бло|ко, ве|тер, за|яц, за|вод, по|су|да, про|щай, жизнь .

  • Разделите слова на слоги вертикальной чертой (|).Подчеркните слова, которые нельзя разделить для переноса.
  • Выпишите пять слов, которые можно перенести с одной строки на другую. Разделите их горизонтальной чёрточкой (-) для переноса.

Тет-радь, пе-тух, чай-ник, шиш-ка, мо-роз.

Упражнение 66, с. 31

66. Подберите слова, которые можно перенести с одной строки на другую так, как показано в образце. Запишите их.

Паль-то, день-ки, конь-ки, пись-мо, силь-но.
Лей-ка, май-ка, чай-ка, чай-ник, сай-ка.
Ван-на, мас-са, груп-па, тон-на, пан-но.

Упражнение 67, с. 32

67. Подберите и запишите двусложные слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.

Оля, змея, Юля, Юра, юмор, пою, иду, олень, осень, яма, иней, ирис, уголь, улей, юла, орёл, алый, якорь, енот, ужи, язык.

Упражнение 68, с. 32

68. Соберите из слогов слова, а из слов загадку с отгадкой.

  • Запишите загадку. Подчеркните в словах загадки слог, который нельзя перенести на другую строку.
Читайте так же:
Кресло мяч своими руками

Цвет белый, а я года чёрна я .

  • Запишите слово-отгадку, разделяя его горизонтальной чертой столько раз, сколько есть способов переноса этого слова.

В слове «вертикальное» 5 слогов.
вер-ти-каль-но-е

  1. вер — начальный, прикрытый, полузакрытый, 3 буквы
    р — непарная звонкая согласная (сонорная), примыкает к текущему слогу
  2. ти — средний, прикрытый, открытый, 2 буквы
  3. каль — средний, прикрытый, закрытый, 4 буквы
    ь всегда примыкает к предшествующей согласной, смягчая её
  4. но — средний, прикрытый, открытый, 2 буквы
  5. е — конечный, неприкрытый, открытый, 1 буква

Переносы в слове могут не совпадать с местами деления на слоги. Результат деления можно использовать по вашему усмотрению, отталкиваясь от изучения программы в вашем образовательном учреждении.

Деление осуществляется по правилам школьной программы и углублённого изучения русского языка.
Можно вводить только одно слово и только русскими буквами. Не допускаются иностранные буквы, цифры, пробелы и другие символы.

Правила деления на слоги в английском языке

Мало знать правила слогов в английском языке: нужно также знать, к какому из них стоит обращаться в той или иной ситуации. Чтобы правильно прочитать английское слово, необходимо:

Верно поставить ударение в слове. Это важно, поскольку произношение звука зависит от того, в каком положении он находится: ударном или безударном.

Определить, с каким типом слога вы имеете дело. Существует четыре типа слогов в английском языке – два основных и два условных. Одна и та же буква в закрытом и открытом слогах будет читаться по-разному.

Вот основные положения, которые помогут правильно разделить английское слово на слоги:

Есть правило, позволяющее легко понять, сколько в данном слове слогов. Слогов в любом английском слове будет столько же, сколько гласных звуков. К примеру, слово music мы разделим на слоги так: mu-sic. При этом в каждом слоге будет по одному гласному звуку. Можно ошибиться, обращая внимание не на звуки, а на буквы. Посмотрите на слово take: в нём две гласные буквы, но только один звук, соответственно, это слово будет односложным.

Важно понимать, что гласных в английском слоге может вовсе не быть. Слогообразующим звуком может стать и сонорный согласный. Такими звуками, которые произносятся «в нос», являются [m], [n], [l], [w], [r] и [j]. К примеру, слово mild состоит из двух слогов, хотя гласный звук в нём всего один.

Обратите внимание также на то, что согласная, оказавшаяся на стыке слогов, относится ко второму слогу. Посмотрите, как происходит деление на слоги в этом слове: pu-pil.

Читайте так же:
Что можно поставить между креслами

Одна из особенностей слогоделения касается согласной l. Речь идёт о словах, в которых рядом стоит несколько согланых, одна из которых – l. В таком случае l отойдёт ко второму слогу, причём вместе с той буквой, которая стоит рядом с ней. К примеру: ta-ble.

По-особенному делятся на слоги английские лексемы, в которых три и более согласных стоят друг за другом. В таком случае одна из них отойдёт к первому слогу, который станет закрытым: lit-tle, cen-tre.

Такие сочетания букв как ld и nd в английском языке образуют отдельный слог. Соответственно, слогоделение происходит так: mi-ld, fi-nd.

Запомните: начинать делить слово на слоги нужно с конца. Обычно граница между слогами проходит между гласной и согласной, с которой и начинается новый слог.

Отдельно обратите внимание на слова с нулевыми звуками. Если буква не произносится, соответственно, она не будет отображаться в транскрипции и никак не повлияет на слогоделение.

Если в слове есть удвоенная согласная или сочетание согласных, которые не произносятся как один звук, они могут отойти к разным слогам.

Слоги в английском языке могут быть идентичны приставкам и суффиксам.

По-разному могут делиться на слоги слова с окончанием -ed. Оно может выступать в качестве слога, если гласная «e» произносится. Если же она даёт нулевой звук, окончание нельзя выделять как слог.

При этом окончание –ing всегда является отдельным слогом.

И последнее правило: если слово состоит из двух частей, между которыми стоит дефис, делить на слоги следует каждую из этих частей независимо от другой.

Слоги в английском языке

Правила деления на слоги

Система образования сильно изменилась за последние годы. Появились другие требования и к школьной программе.

1. Слог начинается с согласного звука, если в нём несколько букв. Примеры: КАР-ТИ-НА, ТВО-РОГ, ПОД-СТАВ-КА. Исключением является буква Й. Её относят к предыдущему слогу: РАЙ-ОН, РЕЙ-КА, МАЙ-КА.

2. Звонкие сонорные согласные и Й относятся к первому слогу при делении: ГАЛ-КА, СКАЛ-КА, ТУМ-БА.

3. Глухие, звонкие несонорные и шипящие звуки относятся ко второму слогу: ША-ПКА, ШИ-ШКА, МИ-ШКА.

4. Двойные согласные переходят во второй слог: ТОР-ЖЕСТ-ВЕ-ННЫЙ, ДЛИ-ННЫЙ, А-ККУ-РАТ-НЫЙ. Однако для переноса старое правило деления сохранилось: ТОРЖЕСТВЕН-НЫЙ, ДЛИН-НЫЙ, АК-КУРАТНЫЙ.

Регулярные упражнения дома в сочетании с занятиями в детском саду облегчат в дальнейшем школьное обучение.

Материалы подготовлены Федеральным образовательным сервисом «ИнПро» ® (Лицензия Минобрнауки 22Л01 № 0002491). Готовим детей к школе по всей России в 40+ центрах и онлайн, в том числе в г. Занятия в Вашем городе.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector