Местный или месный
Местный или месный?
Представьте, что к вам в гости собирается приехать издалека старинный приятель. Вы очень рады и заранее приглашаете его пообедать, да не абы куда, а «в месный ресторанчик с домашней едой». И вроде бы хорошее письмо получилось, но что-то вас всё-таки смущает. Хотя на слух всё звучит очень даже неплохо. Перечитав ещё раз, вы понимаете, что вас не устраивает написание слова «месный». Вроде бы там в корне есть буква Т? Если вы не помните, как правильно пишется: месный или местный, давайте разбираться в этом вместе.
Значение слова «диван»
ДИВА́Н 1 , -а, м. Род мебели большого размера, обычно мягкой, для сидения и лежания. Глафира Львовна почивала на мягком турецком диване. Герцен, Кто виноват? Я отправился в свой нумер, где на волосяном, узком и продавленном диване, с высокой выгнутой спинкой, мой человек уже постлал мне постель. Тургенев, Лебедянь.
[От перс. dīvān — возвышенный пол, покрытый ковром]
ДИВА́Н 2 , -а, м.
1. Совет высших сановников при султане в старой Турции.
2. Лит. Название сборника лирических стихотворений в восточных литературах.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Дива́н — мягкое мебельное изделие со спинкой для сидения нескольких человек.
ДИВА’Н 1 , а, м. [см. диван 2 ]. Род мягкой мебели для сидения и лежания, с длинной спинкой и ручками.
ДИВА’Н 2 , а, м. [перс. dīvān, первонач. записи доходов]. 1. В старой Турции — совет
высших сановников при султане.
2. В восточных литературах — сборник лирических произведений, принадлежащих одному поэту (лит.). Д. Гафиза.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
дива́н I
1. вид (обычно мягкой) мебели с длинной спинкой и ручками (или подушками и валиками), предназначенный для сидения и лежания ◆ После обеда, когда я кейфую на диване, распространяя вокруг себя запах сигары, свояченица читает вслух мои произведения, а тёща и жена слушают. А. П. Чехов, «Мой домострой», 1886 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сам старик жил в передней избе, обставленной с известным комфортом: на полу домотканые половики из ветоши, стены оклеены дешёвенькими обоями, русская печь завешена ситцевой занавеской, у одной стены своей, балчуговской, работы берёзовый диван и такие же стулья, а на стене лубочные картины. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Золото», 1892 г. ◆ Ему было мягко и уютно сидеть на турецком диване и поглядывать на Анну Акимовну. А. П. Чехов, «Бабье царство», 1894 г. ◆ Ковёр во всю каюту, диван вокруг стен, мягкая мебель, качалки, библиотечный шкаф и большой стол посредине — всё это было роскошно и солидно. К. М. Станюкович, «Беспокойный адмирал», 1894 г. (цитата из НКРЯ)
дива́н II
1. высший орган исполнительной, законодательной или законосовещательной власти в ряде исламских государств ◆ В администрации было два центральных дивана: диван-и-ала, в котором работали персидские чиновники, и чагатайский диван, или диван-и-бузуг. Эти диваны не были параллельными учреждениями. Рустан Рахманалиев, «Империя тюрков», 2009 г.
дива́н III
1. собрание лирических стихотворений одного или группы поэтов, объединяемой по какому-нибудь признаку (в языках Ближнего Востока) ◆ Хафизийе, сад с гробницею поэта Хафиза; в отличном сохранении. Много земли. Павильон с экземпляром его дивана (сборника сочинений), по которому также гадают. Е. И. Чириков, «Путевой журнал», 1849–1852 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: азартный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Для каких гласных не существует проверочных слов
В статье про безударные гласные я уже писал, что если на гласную не падает ударение, то она относится к одной из трех групп:
- Проверяемая. Можно подобрать проверочное слово.
- Непроверяемая. Нет проверочного слова. Надо смотреть в словарь.
- Чередующаяся. Проверочное слово подбирать нельзя. Надо смотреть на условия чередования.
Давайте еще раз эти три типа проанализируем.
С первым типом все понятно. У нас безударная гласная, мы подобрали однокоренное проверочное слово, чтобы на гласный падало ударение. И все счастливы.
Теперь непроверяемые гласные. У них проверочных слов нет. Вот просто нет в языке. И как бы вы ни искали, не найдете. Например, никогда вы не проверите слово «собака». Вот этот «о» после «с» проверить невозможно. Нет слова, в котором на «о» падало бы ударение.
Непроверяемые гласные в словах надо запоминать. А чтобы их запомнить, надо смотреть в словарь. Орфографический.
Сложнее всего с чередующимися гласными. Например, вот перед вами слово «зат…рать». Вы думаете, что гласная проверяемая. Подбираете проверочное слово – «затЁртый» и пишете с «е» – «затерать». Ошибка.
Тер/тир – корень с чередованием. В нем пишется «и», если после корня есть «а». Если нет «а» – пишется «е». Вот и получается: затирать, но затереть, затёртый, затёр.
Корни с чередованием надо запомнить. К счастью, они очень похожи друг на друга, смотрите: бер-бир, пер-пир, мер-мир, дер-дир, тер-тир, гор-гар, зор-зар. Особнячком стоят только лож-лаг, рост-раст, блест-блист.
Проверять чередующиеся гласные нельзя. Если будете проверять их с помощью проверочных слов – однозначно допустите ошибку.
Разделительный мягкий знак
Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.
Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова
Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.
Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.
Разделительный мягкий знак
В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.
Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.
Правила написания слов с мягким знаком
Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.
Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.
Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.
Правила написания слов с разделительным мягким знаком
- Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
- Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
- Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.
Методические советы учителям
Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.
В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:
- «Роль мягкого языка»,
- «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».
Задания для закрепления темы
Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.
«Два столбца»
Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.
Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.
С использованием пособия подростку не придется больше часами напролет штудировать учебники или, к примеру, заниматься с репетиторами, а также посещать кружки и секции. Это полезное во всех отношениях издание предоставит школьнику полноценный отдых. Кроме того, разработанное профессионалами пособие значительно облегчит усвоение таких достаточно сложных тем, как:
- Простое настоящее время.
- Повествовательные предложения.
- Настоящее длительное время.
- Притяжательные местоимения.
- Степени сравнения прилагательных.
- Модальные глаголы.
Методическое пособие, содержащее подробные и доступные описания к каждому заданию, поможет школьнику понять непосредственно сам принцип его выполнения, а заодно и правила, используемые при этом.
Аудиосказки про Лунтика повествуют о жизни главного героя, свалившегося с Луны на Землю. Несмотря на странную для землян внешность, малыш очень быстро нашёл друзей. Врождённая наивность и простодушие — главные причины того, что герой попадает в сложные, порой курьёзные ситуации, но присущие ему положительные качества (искренность, честность, доброта, самоотверженность) и друзья помогают преодолеть испытания с честью. Слушая аудиосказку Лунтик, дети понимают, как правильно вести себя в жизненных ситуациях, ведь каждая серия — это новый урок.
Всего в сказке более двух десятков действующих лиц. Основными же персонажами являются:
- Лунтик. Главный герой. Это обитатель Луны с четырьмя ушами, фиолетовым мехом и большими добрыми глазами. По стечению обстоятельств он оказался у пруда на Земле, где и разворачиваются действия аудиосказки Лунтик.
- Кузнечик Кузя, Пчелёнок, божья коровка Мила. Это лучшие друзья лунного малыша, которые помогают ему адаптироваться к земным условиям и вместе с ним преодолевают возникающие сложности.
- Пчела Баба Капа, шершень Генерал Шер, паук Шнюк, червяк Корней Корнеевич. Персонажи, олицетворяющие мудрость и рассудительность. Они дают малышам ценные советы, не навязывая своего мнения и помогают детворе найти ответы на интересующие их вопросы.
- Пупсень и Вупсень. Это гусеницы-близнецы. Два брата-подростка имеют скверный характер и полностью лишены хороших манер. Они периодически задирают других детей и строят им козни. Слушая Лунтика онлайн и знакомясь с негативными персонажами, дети будут понимать, как им противодействовать, что тоже очень важно.
Аудиосказки про Лунтика и его друзей — произведения очень лёгкие и позитивные. Обучающая составляющая делает их привлекательными и для взрослых, которые заботятся о развитии своих малышей. Аудиоформат выгодно отличается от классического мультика для тех, кто привык слушать сказки перед сном. Отсутствие видеоряда позволяет крохам быстрее засыпать. Аудиосказки онлайн Лунтик — во всех отношениях хороший выбор!
Несколько примеров аналогичного способа проверки
Давайте рассмотрим, в каких еще словах наблюдается оглушение звонкого согласного звука перед глухим. И как к ним подбираются проверочные слова (по аналогии к «лодка»).
Подряд идут два согласных (звонкий + глухой) в таких словах:
- будка, звучит как [б у т к а], проверочные слова — будочка, много будок;
- ошибка, звучит как [о ш и п к а], проверочные слова – ошибочка, много ошибок;
- ножка, звучит как [н о ш к а], проверочные слова — ноженька, много ножек;
- книжка, звучит как [к н и ш к а], проверочные слова – книжечка, много книжек;
- указка, звучит как [у к а с к а], проверочные слова — указочка, много указок;
- ложка, звучит как [л о ш к а], проверочные слова – ложечка, много ложек;
- сказка, звучит как [с к а с к а], проверочные слова — – сказочка, много сказок;
- рыбка, звучит как [р ы п к а], проверочные слова – рыбочка, много рыбок.
Точно так же, как и в слове «лодка» проверочные слова в данных примерах помогают проверить их правильное правописание.